Введение. Вопросы применения публично-правовых методов правового регулирования образовательной деятельности сегодня все более и более значимы, причем, как с теоретической, так и с сугубо практической точки зрения, а именно, в части совершенствования правотворческой, правосистематизационной, интерпретационной, правоприменительной и контрольно-надзорной юридической практики [1, с. 65].
Так, например, в юридической литературе отмечается, что определение надлежащих методов правового регулирования начинается еще на стадии проектирования правовых процессов [2, с. 82]. Особенности применения публично-правовых методов правового регулирования не могут не быть учтены и в рамках образовательного процесса, например, при чтении лекций и проведении семинарских занятий по гражданскому исполнительному праву [3, с. 84], теории государства и права [4, с. 16], другим юридическим дисциплинам.
Тем не менее, наука пока еще не определила место, которое занимают методы публично-правового регулирования образовательной деятельности в правовой системе общества.
Одни авторы относят методы публично-правового регулирования образовательной деятельности (равно, как и методы правового регулирования в других сферах) к элементам юридической тактики [5, с. 52], либо формам реализации тех или иных разновидностей юридической практики [6, с. 12], [7, с. 90]. Другие ученые исследуют их в контексте осуществления государством и правом социальных функций [8, с. 122], либо функций той или иной разновидности юридической практики [9, с. 34].
Автором предлагается обсудить и разрешить данную проблему с позиций теории публично-правового регулирования.
Методы. Научный поиск был осуществлен посредством применения метода системного анализа, методов формальной логики, обобщения существующих в юридической литературе авторских позиций и их критики.
Исследование. Несмотря на то, что методы публично-правового регулирования традиционно включают в механизм правового регулирования [ с. 22], их место в нем в юридической науке пока еще не определяется сколько-нибудь однозначным образом. Например, отсутствует единство мнений об объективной необходимости проявления метода публично-правового регулирования в правовых актах [11, с. 55], [12, с. 1089]. Неясно, координируется ли, благодаря методам, публично-правовой воздействие в той или иной сфере социальной жизни, или же их применение само подлежит координации [13, с. 72]. Бытуют различные мнения и относительно обращения к конкретным методам публично-правового регулирования в контексте административного усмотрения [14, с. 315]. Отсутствует консенсус по вопросу о соотношении методов публично-правового регулирования с принципами конкретной разновидности государственно-властной юридической деятельности [15, с. 62]. Пока еще нельзя однозначно сказать и о степени объективации методов публично-правового регулирования, а именно, насколько их применение в конкретной ситуации может быть обусловлено психологическими причинами и факторами [16, с. 90]. Различным образом оценивается и обусловленность избираемых методов публично-правового регулирования целями и задачами конкретной юридической практики [17, с. 20].