По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378

Методы публично-правового регулирования образовательной деятельности

А.А. Максуров кандидат юридических наук, ФГБОУ ВО «Ярославский государственный университет им. П.Г.Демидова», Ярославль

В отечественной правовой доктрине отсутствует единство мнений по поводу методов публично-правового регулирования образовательной деятельности. Такое положение связно с тем, что различным образом понимается, как механизм правового регулирования, так и место методов правового регулирования в рамках данного механизма. Указанное обстоятельство препятствует определению методов публично-правового регулирования образовательной деятельности с точки зрения конкретной разновидности юридической практики, а также не позволяет использовать юридическое моделирование. При написании работы применены методы системного анализа, формальной логики, обобщения достижений правовой доктрины. По результатам применения указанных методов автором предлагается собственное понимание соотношения понятий «механизм правового регулирования» и «метод правового регулирования». Доказывается, что к числу элементов, свидетельствующих об особом типе правового регулирования, достаточно отнести: нормы права и иные нормативные правовые предписания, юридические факты, реализацию права, особенности возникших правоотношений и актов применения права. Обосновывается, что в качестве основных приемов (методов) выступают предписание, дозволение и запрет, причем основным остается обязывание, тогда как иные методы — факультативны. Автор утверждает, что в рамках образовательной сферы происходит объединение методов публично-правового регулирования в модели (направления) публично-правового регулирования образовательной деятельности, среди которых он выделяет стандартизацию, сертификацию, лицензирование, саморегулирование, контроль безопасности образовательных процессов и качества оказания образовательных услуг. Полученные выводы могут в будущем учитываться в правотворческой и правоприменительной практике для повышения уровня правовой определенности и уточнения существующих в праве понятий.

Литература:

1. Постнов А.С. Контроль и надзор как факторы повышения эффективности координационной практики // Российское право в период социальных реформ. Материалы конференции студентов, аспирантов, соискателей и молодых ученых-юристов (г. Нижний Новгород, 26–27 ноября 2004 г.). Вып. 6: Ч. 1. 2005. С. 64–67.

2. Таланова М.В. Юридическое проектирование координационных процессов // Право и бизнес: сборник статей I ежегодной международной научно-практической конференции, приуроченной к 80-летию со дня рождения профессора В.С. Мартемьянова / М.Ю. Абрамкина, М.Г. Абрамова, А.А. Алпатов и др. Под ред. И.В. Ершовой. М.: Юрист, 2012. С. 80–87.

3. Максуров А.А. Вопросы преподавания гражданского исполнительного права // Актуальные вопросы юридического образования и науки. Сборн. науч. тр. М.: Юрист. 2012. С. 82–89.

4. Мельников Ю.И. Формы координационного взаимодействия в праве: Координационный семинар // Вестник научных трудов Ярославского филиала Московской финансово-юридической академии. Юриспруденция. / Под ред. Ю.И. Мельникова, А.А. Максурова, Г.В. Семеновой. Ярославль. 2003. Вып.1. — С. 15–18.

5. Карташов В.Н. К вопросу о понятии координационной юридической тактики // Развитие молодежной юридической науки в современном мире. Сб. науч. тр. по материалам VIII Международной научно-практической интернет-конференции 15 мая 2011 года. Тамбов, 2011. С. 50–55.

6. Баранов В.М., Карташов В.Н. Основные недостатки координационной практики по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации на современном этапе // Экономическая безопасность России: политические ориентиры, законодательные приоритеты, практика обеспечения. Вестник Нижегородской академии МВД России. 2006. № 6. С. 11–15.

7. Карташов В.Н. Координационная юридическая практика государственных органов: взгляд на проблему эффективности // Актуальные проблемы теории и истории права и государства на современном этапе. Сб. науч. тр. V-й Межвуз. научн.-практич. конф. / Отв. ред. проф. Г.Г. Бриль. Кострома, 2007. С. 89–94.

8. Бриль Г.Г. Малоисследованные общесоциальные функции координационной юридической практики // Актуальные проблемы теории и истории права и государства на современном этапе. Сб. науч. тр. V-й Межвуз. научн.-практич. конф. / Отв. ред. проф. Г.Г. Бриль. Кострома, 2007. С. 121–125.

9. Таланова М.В. Экономическая функция медиативной юридической практики // Законодательство и экономика. 2011. № 11. С. 32–39.

10. Карташов В.Н. Механизм координационного регулирования // Вестн. науч. тр. Нижнекам. филиала Москов. гуманитарно-эконом. ин-та. Вып. 3. Часть 8. Вопросы теории и истории гос. и права / Отв. ред. П.А.Кабанов. Нижнекамск, 2001. С. 21–25.

11. Кивленок Т.В. Правовой акт как внешняя форма координационной деятельности // Актуальные проблемы юриспруденции. Сборник научных трудов. Владимир: ВГПУ, 2002, Вып. 3. С. 54–58.

12. Терехова А.В. Обязательность административных актов, изданных по результатам расследования несчастных случаев на производстве. Журн. Сиб. федер. ун-та. Гуманитарные науки, 2024, 17 (6), 1088–1093.

13. Макаров И.И. Координация в праве. Ярославль: ЯФ МФЮА. 2012. — 314 с.

14. Терехова А.В. Административное усмотрение в расследовании несчастных случаев на производстве и административном расследовании по делам о нарушениях государственных нормативных требований охраны труда // Сибирское юридическое обозрение. 2024. Т. 21. № 3. С. 311–323.

15. Фролов С.Е. Принципы координационной деятельности // Актуальные проблемы юриспруденции: сборник научных трудов. Владимир. 2002. С. 59–64.

16. Чернецов В.Ю. Психологический подход к изучению проблем координационной юридической практики // Законодательство и правоприменение в Российской Федерации. Доклады и сообщения VII международной научной конференции, Москва, 17 апреля 2007 г. М.: РГГУ, 2007. С. 89–94.

17. Таланова М.В. Цели и результаты медиативной юридической деятельности // Мировой судья. 2012. № 2. С. 19–25.

18. Сухарев А.Я. Российская юридическая энциклопедия. М.: Инфра-М, 2014. — 1020 с.

19. Рассказов Л.П. Теория государства и права: учебник, углубленный курс. М.: Инфра-М, 2023. — 688 с.

20. Малько А.В. Теория государства и права: учебник. Саратов: КРОСС-Н, 2020. — 590 с.

21. Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М.: Юридическая литература, 1998. — 302 с.

22. Перевалов В.Д. Теория государства и права: учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2022. — 762 с.

23. Пиголкин А.С., Дмитриев Ю.А. Теория государства и права: учебник. М.: Юрайт, 2022. — 802 с.

24. Малько А.В. Механизм правового регулирования // Правоведение. 1996. № 3. С. 54–62.

25. Иванников И.А. Проблемы государства и права России начала XXI века. Ростовна-Дону: издательство Рост. университета. 2023. — 408 с.

26. Попондопуло В.Ф. Дуализм регулирования общественных отношений (правовое и нормативное регулирование) // Теоретическая и прикладная юриспруденция. 2021. № 3 (9). С. 16–22.

27. Тарасов Н.Н. Объект и предмет юридической науки: подходы и методологические смыслы различения // Правоведение. 2010. № 1. С. 32–34.

28. Скрипник А.В. Механизм правового регулирования: его составные части и содержание // Право и государство: теория и практика. 2019. № 4 (172). С. 6–9.

29. Султыгов М.М. Запрет как метод правового регулирования. Дисс…канд. юрид. наук. СПб., 1996. — 190 с.

30. Долгополова М.В. Актуальные проблемы предмета и метода правового регулирования. СПб.: Питер. 2019. — 208 с.

31. Землянов О.Е. Публично-правовое регулирование: проблемы теории и практики. Автореф. дисс….канд. юрид. наук. Волгоград, 2011. — 32 с.

32. Кузьмин В.П., Кузьмин П.В. Методы правового регулирования: содержание и виды // Ученые заметки ТОГУ. 2014. Т. 5. № 4. С. 10–14.

33. Бошно С.В. Способы и методы правового регулирования // Право и современные государства. 2014. № 3. С. 52–60.

34. Киселева О.М. Поощрение как метод правового регулирования. Дисс…канд. юрид. наук. Саратов, 2000. — 204 с.

35. Гражданское исполнительное право. Под ред. Власова А.А. М.: Экзамен, 2004. — 430 с.

36. Уколова Ю.А. При каких обстоятельствах невозвращение кредита может повлечь уголовную ответственность? // Юридический справочник руководителя. 2009. № 11. С. 17–23.

37. Максуров А.А. Координация управления правовыми рисками в сфере труда // Кадровик. 2019. № 10. С. 43–50.

38. Максуров А.А. Некоторые потенциальные возможности использования математических моделей в юриспруденции (на примере координационной юридической практики) // Право и жизнь. № 184 (10). М.: БФ «Центр публичного права». 2013. — С. 44–49.

Введение. Вопросы применения публично-правовых методов правового регулирования образовательной деятельности сегодня все более и более значимы, причем, как с теоретической, так и с сугубо практической точки зрения, а именно, в части совершенствования правотворческой, правосистематизационной, интерпретационной, правоприменительной и контрольно-надзорной юридической практики [1, с. 65].

Так, например, в юридической литературе отмечается, что определение надлежащих методов правового регулирования начинается еще на стадии проектирования правовых процессов [2, с. 82]. Особенности применения публично-правовых методов правового регулирования не могут не быть учтены и в рамках образовательного процесса, например, при чтении лекций и проведении семинарских занятий по гражданскому исполнительному праву [3, с. 84], теории государства и права [4, с. 16], другим юридическим дисциплинам.

Тем не менее, наука пока еще не определила место, которое занимают методы публично-правового регулирования образовательной деятельности в правовой системе общества.

Одни авторы относят методы публично-правового регулирования образовательной деятельности (равно, как и методы правового регулирования в других сферах) к элементам юридической тактики [5, с. 52], либо формам реализации тех или иных разновидностей юридической практики [6, с. 12], [7, с. 90]. Другие ученые исследуют их в контексте осуществления государством и правом социальных функций [8, с. 122], либо функций той или иной разновидности юридической практики [9, с. 34].

Автором предлагается обсудить и разрешить данную проблему с позиций теории публично-правового регулирования.

Методы. Научный поиск был осуществлен посредством применения метода системного анализа, методов формальной логики, обобщения существующих в юридической литературе авторских позиций и их критики.

Исследование. Несмотря на то, что методы публично-правового регулирования традиционно включают в механизм правового регулирования [ с. 22], их место в нем в юридической науке пока еще не определяется сколько-нибудь однозначным образом. Например, отсутствует единство мнений об объективной необходимости проявления метода публично-правового регулирования в правовых актах [11, с. 55], [12, с. 1089]. Неясно, координируется ли, благодаря методам, публично-правовой воздействие в той или иной сфере социальной жизни, или же их применение само подлежит координации [13, с. 72]. Бытуют различные мнения и относительно обращения к конкретным методам публично-правового регулирования в контексте административного усмотрения [14, с. 315]. Отсутствует консенсус по вопросу о соотношении методов публично-правового регулирования с принципами конкретной разновидности государственно-властной юридической деятельности [15, с. 62]. Пока еще нельзя однозначно сказать и о степени объективации методов публично-правового регулирования, а именно, насколько их применение в конкретной ситуации может быть обусловлено психологическими причинами и факторами [16, с. 90]. Различным образом оценивается и обусловленность избираемых методов публично-правового регулирования целями и задачами конкретной юридической практики [17, с. 20].

Для Цитирования:
А.А. Максуров, Методы публично-правового регулирования образовательной деятельности. Юрист ВУЗа. 2025;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: