Прогнозирование предназначено для определения тенденций развития организаций в условиях постоянного изменения факторов внешней и внутренней среды и поиска рациональных маркетинговых и товароведных решений по повышению эффективности их экономической деятельности. Сфера применения методов прогнозирования в маркетинговых системах достаточно широка. Они используются для анализа и разработки концепций развития всех субъектов маркетинговой и товароведной деятельности — например, для исследования рыночной конъюнктуры, в системе прогнозирования цен, новых продуктов и технологий, поведения покупателей на рынке. Важнейшим направлением является прогнозирование сбыта, его динамики, структуры, конъюнктуры, возможностей рынка воспроизводить предложение и спрос. Прогнозирование всегда представляло собой одну из ключевых задач, стоящих перед маркетологами и товароведами. Актуальность темы обусловлена тем, что для большинства российских предприятий маркетинговое управление становится одним из условий выживания и успешного функционирования. При этом обеспечение эффективности такого управления требует умения предвидеть вероятное будущее состояние предприятия и среды, в которой оно существует, вовремя предупредить возможные сбои и срывы в работе. Это достигается с помощью прогнозирования как плановой, так и перспективной работы предприятия по всем направлениям его деятельности и, в частности, в области прогнозирования сбыта продукции (товаров, работ, услуг). Поскольку современная экономическая наука располагает большим количеством разнообразных методов прогнозирования, каждый специалист по планированию должен овладеть навыками прикладного прогнозирования, а руководитель, ответственный за принятие стратегических решений, должен к тому же уметь сделать правильный выбор метода прогнозирования. В качестве инструментария при прогнозировании используется система методов, с помощью которых анализируются причинно-следственные параметры прошлых тенденций в деятельности предприятия и по результатам анализа формируются изменения в перспективе социальноэкономического развития фирмы.