Подписка:

+7 495 274-22-22

Телефон для справок:

+7 495 274-22-22

УДК: 378.145

Методы оценки рационального времени подготовки специалистов

Митрофанов М.В. канд. техн. наук, доцент, начальник кафедры, Военная академия связи им. маршала Советского Союза С. М. Буденного, Санкт-Петербург
Багрецов С.А. д-р техн. наук, профессор, Военно-космическая академия им. А. Ф. Можайского, Санкт-Петербург
Лаута О.С. канд. техн. наук, ст. преподаватель, Военная академия связи им. маршала Советского Союза С. М. Буденного, Санкт-Петербург
Черная Т.Э. преподаватель, Военно-космическая академия им. А. Ф. Можайского, Санкт-Петербург
Ключевые слова: автоматизированная система обучения, время подготовки специалиста, допустимое время подготовки специалиста, уровень потерь

В статье рассмотрена актуальная задача оценки рационального времени подготовки специалистов. Разработаны два варианта оценки рационального распределения времени подготовки специалистов, учитывающих уровень потерь для различных видов профессиональной деятельности: для профессиональной деятельности специалистов с известным уровнем потерь и дли профессиональной деятельности специалистов с неизвестным уровнем потерь.

Использование автоматизированных систем обучения дает возможность многократно обращаться к учебному материалу с целью углубления знаний, повторения пройденного материала, совершенствования умений и навыков управления аппаратурой. Увеличение продолжительности обучения (tоб), с одной стороны, способствует повышению надежности приобретаемых знаний, навыков и умений, а с другой – приводит к увеличению расходов на обучение.

Очевидно, что существует некоторая оптимальная продолжительность обучения, определяемая допустимым уровнем затрат, эффективностью приобретаемых знаний, интенсивностью роста навыков и умений, общим психофизиологическим состоянием специалиста и т.п.

Решение этой задачи будет рассматриваться для двух классов систем управления, вопросами эксплуатации которых будут в дальнейшем, после окончания учебы, заниматься обучающиеся специалисты. К первому классу будем относить системы, для которых уровень потерь, связанных с ошибками специалистов, известен. Ко второму – системы, для которых ошибки управления не имеют прямо выраженной аналитической связи с затратами материальных средств. К подобного вида системам можно отнести, например, системы (а, следовательно, и вид деятельности) военного назначения, управления воздушным транспортом, управления сложными технологиями процесса и т. п., для которых факт совершения ошибки имеет непредсказуемые последствия.

Для двух указанных видов деятельности специалистов уровень рационального порога допустимого времени обучения имеет различное смысловое значение. Поэтому данное решение задачи для различных видов будущей деятельности специалистов будет различно. Рассмотрим их более подробно.

В соответствии с вышеизложенным потери, связанные с ошибками специалистов в их будущей профессиональной деятельности данного вида, прямо пропорциональны числу ошибок, являющихся следствием недостатка знаний, навыков и умений в изучении конкретного курса (или системы курсов). Тогда, учитывая экспоненциальный характер совершенствования профессиональных знаний каждого оператора, приведенная функция потерь его предполагаемой профессиональной деятельности будет [1, 2]:

Для Цитирования:
Митрофанов М.В., Багрецов С.А., Лаута О.С., Черная Т.Э., Методы оценки рационального времени подготовки специалистов. Главный инженер. Управление промышленным производством №6 2020. 2020;6.
Полная версия статьи доступна только подписчикам журнала