Актуальность исследования проблем, связанных с оценкой по справедливой стоимости запасов и основных средств в российском учете, обусловлена прежде всего введением регламентаций по такой оценке в ФСБУ 5/2019 [1] и ФСБУ 6/2020 [2] (что не предусматривалось, соответственно, в ПБУ 5/01 [3] и ПБУ 6/01 [4]). В предыдущей статье мы проанализировали область применения и особенности формирования указанной стоимости вышеназванных активов в отечественном учете организаций небюджетной сферы (в том числе организаций здравоохранения). В настоящей статье исследуем методы оценки и иерархию справедливой стоимости запасов и основных средств в российском учете данных организаций.
Цель исследования: критический анализ наиболее важных регламентаций в области методов оценки и иерархии справедливой стоимости запасов и основных средств организаций небюджетной сферы (в том числе организаций здравоохранения).
Задачи исследования: исследование основополагающих правил в вышеназванной области; выявление наиболее важных проблемных вопросов в данной области; определение путей решения указанных проблемных вопросов.
Материалы, методы и условия проведения исследования: в процессе исследований использовались такие методы, как метод группировки, анализ и синтез, сравнение, метод аналогий, логический подход, системный подход.
Исследования регламентаций ФСБУ 5/2019 и ФСБУ 6/2020, как отмечалось нами в предыдущей статье, позволяют сделать вывод о том, что данные стандарты не содержат какие-либо регламентации по определению справедливой стоимости запасов и основных средств. Вместо этого указанные стандарты содержат ссылку на порядок, предусмотренный МСФО (IFRS) 13. Часть регламентаций данного стандарта [5] применительно к формированию справедливой стоимости запасов и основных средств мы уже проанализировали в предыдущей статье. В настоящей статье исследуем методы оценки и иерархию данной стоимости указанных активов.
Следует отметить, что МСФО (IFRS) 13 не устанавливает отдельных регламентаций в отношении методов оценки и иерархии справедливой стоимости запасов и основных средств. Таким образом, правила данного стандарта, которые российские организации должны будут применить, чтобы определить указанную стоимость перечисленных активов, являются в целом едиными для всех активов и даже обязательств. При этом проведенные исследования регламентаций МСФО (IFRS) 13 позволяют сделать вывод о том, что данные регламентации являются достаточно общими и содержат ряд открытых и дискуссионных вопросов. Так, в отношении методов оценки справедливой стоимости указанный стандарт не устанавливает даже исчерпывающий перечень данных методов. МСФО (IFRS) 13 лишь говорит о том, что тремя наиболее широко используемыми методами оценки являются рыночный, затратный и доходный подходы. Какие еще методы могут использоваться для расчета справедливой стоимости, в том числе запасов и основных средств, в указанном стандарте не уточняется. В результате на практике могут возникать разночтения при решении данного вопроса, что может привести к несопоставимости информации в финансовой отчетности организаций.