По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 004 DOI:10.33920/nik-02-2206-02

Методы научных исследований: уровни, формы, методы

Воскобойников Анатолий Эммануилович научный сотрудник Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета, 111395, Россия, Москва, ул. Юности, д. 5, эл. адрес: laer_tino@mail.ru

Автор показывает: для того, чтобы творческий поиск был успешным и пришло на помощь интуитивное прозрение, важную роль играют, по крайней мере, следующие условия: 1) достоверная ценная и многообразная информация, касающаяся изучаемой проблемы; 2) владение эффективными «познавательными технологиями» — методами обработки информации, значительная часть которых перешла в автоматические навыки; 3) огромная настойчивость в постижении истины. Статья может быть полезной в рамках подготовки по дисциплинам «История и методология науки», «Концепции современного естествознания».

Литература:

1. Воскобойников А.Э. Системные исследования: базовые понятия, принципы и методология // Информационный гуманитарный портал Знание. Понимание. Умение. —2013. — № 6 [Электронный ресурс]. — URL: Воскобойников А.Э. Системные исследования: базовые понятия, принципы и методология (zpu-journal.ru) (дата обращения: 18.11.2021).

2. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. — Минск, М.: Харвест, АСТ, 2003. — С. 536.

3. Мигдал А.Б. Поиски истины. — М.: Молодая гвардия, 1983. — 239 c.

4. Оствальд В.Ф. Великие люди: Со ст. проф. Эмиля Бауэра / Вильгельм Оствальд; пер. с нем. изд. Г. Кваша. — СПб.: Вят. книгоиздат. т-во, 1910. — 398 с.

5. Павлов И.П. Лекции по физиологии [Текст] / Акад. наук СССР. Ин-т физиологии им. И.П. Павлова. — М.; Ленинград: Изд-во Акад. наук СССР, 1952. — 492 c.

6. Письмо И.П. Павлова к советской молодежи 1936 г. [Электронный ресурс]. — URL: Письмо И.П. Павлова к советской молодежи 1936 г. Народное Информационное Агентство (xn----7sblqwdegk2n.xn--p1ai) (дата обращения: 18.11.2021).

7. Пригожин И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой / Илья Пригожин, Изабелла Стенгерс; пер. с англ. Ю.А. Данилова; Общ. ред. и послесл. В.И. Аршинова и др. — М.: Прогресс, 1986. — 431 с.

8. Способы замера высоты башни с помощью барометра [Электронный ресурс]. — URL: Способы замера высоты башни с помощью барометра (polzam.ru) (дата обращения: 18.11.2021).

9. Шустерман Л. Дом шрёдингеровых котов // Наука и жизнь. — 2011. — № 1 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.nkj.ru/archive/articles/19097/ (дата обращения: 18.11.2021).

10. Эмоции, воля, воображение, интуиция [Электронный ресурс]. — URL: Эмоции, воля, воображение, интуиция (infopedia.su) (дата обращения: 18.11.2021).

1. Voskoboynikov A.E. Sistemnyye issledovaniya: bazovyye ponyatiya, printsipy i metodologiya // Informatsionnyy gumanitarnyy portal Znaniye. Ponimaniye. Umeniye. —2013. — № 6 [Elektronnyy resurs]. — URL: Voskoboynikov A.E. Sistemnyye issledovaniya: bazovyye ponyatiya, printsipy i metodologiya (zpu-journal.ru) (data obrashcheniya: 18.11.2021).

2. Golovin S.YU. Slovar' prakticheskogo psikhologa. — Minsk, M.: Kharvest, AST, 2003. — S. 536.

3. Migdal A.B. Poiski istiny. — M.: Molodaya gvardiya, 1983. — 239 c.

4. Ostval'd V.F. Velikiye lyudi: So st. prof. Emilya Bauera / Vil'gel'm Ostval'd; per. s nem. izd. G. Kvasha. — SPb.: Vyat. knigoizdat. t-vo, 1910. — 398 s.

5. Pavlov I.P. Lektsii po fiziologii [Tekst] / Akad. nauk SSSR. In-t fiziologii im. I.P. Pavlova. — M.; Leningrad: Izd-vo Akad. nauk SSSR, 1952. — 492 c.

6. Pis'mo I.P. Pavlova k sovetskoy molodezhi 1936 g. [Elektronnyy resurs]. — URL: Pis'mo I.P. Pavlova k sovetskoy molodezhi 1936 g. Narodnoye Informatsionnoye Agentstvo (xn----7sblqwdegk2n.xn--p1ai) (data obrashcheniya: 18.11.2021).

7. Prigozhin I. Poryadok iz khaosa: Novyy dialog cheloveka s prirodoy / Il'ya Prigozhin, Izabella Stengers; per. s angl. YU.A. Danilova; Obshch. red. i poslesl. V.I. Arshinova i dr. — M.: Progress, 1986. — 431 s.

8. Sposoby zamera vysoty bashni s pomoshch'yu barometra [Elektronnyy resurs]. — URL: Sposoby zamera vysoty bashni s pomoshch'yu barometra (polzam.ru) (data obrashcheniya: 18.11.2021).

9. Shusterman L. Dom shrodingerovykh kotov // Nauka i zhizn'. — 2011. — № 1 [Elektronnyy resurs]. — URL: https://www.nkj.ru/archive/articles/19097/ (data obrashcheniya: 18.11.2021).

10. Emotsii, volya, voobrazheniye, intuitsiya [Elektronnyy resurs]. — URL: Emotsii, volya, voobrazheniye, intuitsiya (infopedia.su) (data obrashcheniya: 18.11.2021)

По мнению Л.К. Полинга, творческий процесс в науке весьма близок к творческому процессу в литературе и искусстве: «Иногда научное исследование представляют себе как однообразную, чисто логическую работу. На самом деле оно так же, как литература и искусство, сильно зависит от вдохновения и степени оригинальности личности» [10].

Научный поиск начинается со «знания о незнании», с возникновения или постановки научной проблемы. Некоторые научные проблемы словно сами стучатся в дверь. Но существуют и такие, которые можно обнаружить лишь благодаря широкой и глубокой эрудиции, обостренному «инновационному чувству» и творческой интуиции. Грамотная постановка проблемы — верный залог ее правильного решения.

Довольно часто выделяют следующие этапы познавательно-поисковой деятельности, показывающие глубокую связь в ней осознаваемого и неосознаваемого:

1. Накопление знаний и навыков, необходимых для уяснения и формулирования проблемы (четкая и правильная постановка последней наполовину гарантирует окончательное успешное решение).

2. Сосредоточенные попытки решения, а также поиски дополнительной информации.

3. «Инкубационный» период: временный отход от проблемы, переключение на другие занятия.

4. Озарение (инсайт): «логический скачок» в нахождении решения, которое однозначно не вытекает из исходных посылок или ситуационных условий.

5. Проверка правильности и окончательные уточнения.

У меня не вызывает сомнений, что важно различать подсознательную и сверхсознательную познавательную интуицию. Первая обогащает сознание человека новой ценной информацией, рожденной без активного непосредственного участия самого сознания, хотя сознание трудится над решением некой проблемы, но масса иных проблем — больших и малых — постоянно отвлекает его внимание. Поэтому результат, полученный на подсознательном уровне, приходит оттуда в сознание сравнительно неожиданно.

Иное дело, сверхсознательная интуиция. Она требует абсолютно полной вовлеченности в творческий поисковый процесс всего целостного человека.

Для Цитирования:
Воскобойников Анатолий Эммануилович, Методы научных исследований: уровни, формы, методы. Ученый совет. 2022;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: