По мнению Л.К. Полинга, творческий процесс в науке весьма близок к творческому процессу в литературе и искусстве: «Иногда научное исследование представляют себе как однообразную, чисто логическую работу. На самом деле оно так же, как литература и искусство, сильно зависит от вдохновения и степени оригинальности личности» [10].
Научный поиск начинается со «знания о незнании», с возникновения или постановки научной проблемы. Некоторые научные проблемы словно сами стучатся в дверь. Но существуют и такие, которые можно обнаружить лишь благодаря широкой и глубокой эрудиции, обостренному «инновационному чувству» и творческой интуиции. Грамотная постановка проблемы — верный залог ее правильного решения.
Довольно часто выделяют следующие этапы познавательно-поисковой деятельности, показывающие глубокую связь в ней осознаваемого и неосознаваемого:
1. Накопление знаний и навыков, необходимых для уяснения и формулирования проблемы (четкая и правильная постановка последней наполовину гарантирует окончательное успешное решение).
2. Сосредоточенные попытки решения, а также поиски дополнительной информации.
3. «Инкубационный» период: временный отход от проблемы, переключение на другие занятия.
4. Озарение (инсайт): «логический скачок» в нахождении решения, которое однозначно не вытекает из исходных посылок или ситуационных условий.
5. Проверка правильности и окончательные уточнения.
У меня не вызывает сомнений, что важно различать подсознательную и сверхсознательную познавательную интуицию. Первая обогащает сознание человека новой ценной информацией, рожденной без активного непосредственного участия самого сознания, хотя сознание трудится над решением некой проблемы, но масса иных проблем — больших и малых — постоянно отвлекает его внимание. Поэтому результат, полученный на подсознательном уровне, приходит оттуда в сознание сравнительно неожиданно.
Иное дело, сверхсознательная интуиция. Она требует абсолютно полной вовлеченности в творческий поисковый процесс всего целостного человека.