Совершенствование перинатальной службы в рамках Федеральной программы охраны материнства и детства в России расширило возможности выхаживания новорожденных с перинатальной церебральной патологией, в том числе с низкой и экстремально низкой массой при рождении (НМТ и ЭНМТ) в условиях стационара [3; 5; 8; 10]. Однако до настоящего времени не прописан порядок деятельности детской поликлиники по диспансеризации, профилактической и коррекционной работе с такими детьми. Приказ Минздравсоцразвития России от 23.01.2007 № 56 «Об утверждении примерного порядка организации деятельности и структуры детской поликлиники», где впервые введены пункты о внедрении новых диагностических, лечебных и профилактических технологий, а также об оказании медико-социальной и психологической помощи детям и семьям, имеющим детей [1], до настоящего времени не работает.
Существенную помощь в решении этой важной проблемы могут оказать программы раннего вмешательства (early intervention), использующие терапевтические стратегии, которые сочетают раннее выявление нарушений с высоким риском негативных последствий и адекватное своевременное лечение. Лечение обеспечивается до того момента, как у ребенка сформируются необратимые психомоторные нарушения. Оно предназначено в том числе для пациентов, у которых еще нет физического страдания или серьезных психосоциальных осложнений. Таким образом, раннее вмешательство является проактивным подходом, который осуществляется скорее по инициативе медицинского или социального работника, чем пациента.
Программы раннего вмешательства предназначены для всех детей, имеющих риск отставания или нарушения в развитии, и их семей. Ранняя помощь охватывает период с момента рождения ребенка (или даже с момента пренатальной диагностики) до достижения ребенком возраста, когда он должен идти в дошкольное учреждение (в некоторых случаях программа может быть продолжена до школьного возраста).
Существует ряд принципов, на основе которых строятся передовые практики раннего вмешательства, признанные наиболее эффективными для развития младенцев и детей первых лет жизни. К основным принципам можно отнести: