По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 616-053.2-056.54:616.8

Методы и технологии раннего вмешательства в профилактике инвалидности у недоношенных новорожденных высокого неврологического риска в амбулаторных условиях

Коломенская А.Н. НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением Первого Московского государственного университета им. И.М. Сеченова

В работе описаны прогноз, мероприятия по первичной профилактике и коррекции нервно-психических отклонений в развитии новорожденных и младенцев высокого неврологического риска с низкой и экстремально низкой массой тела при рождении с использованием методов и технологий раннего вмешательства в условиях поликлиники и на дому.

Литература:

1. Приказ Минздравсоцразвития России от 23.01.2007 № 56 «Об утверждении примерного порядка организации деятельности и структуры детской поликлиники». Зарегистрировано в Минюсте России 05.03.2007 № 9013.

2. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю., Зелинская Д.И., Терлецкая Р.Н. Инвалидность детского населения России. — М.: Центр развития межсекторальных программ, 2008. — 240 с. (Серия «Социальная педиатрия». Вып. 7).

3. Бомбардирова Е.П., Яцык Г.В., Степанова А.А. Лечение и реабилитация перинатальных поражений нервной системы у детей первых месяцев жизни // Лечащий врач. — 2005. — № 2. — С. 67–69.

4. Васильева М.Ю., Батуев А.С., Вершинина Е.А. Когнитивные способности недоношенных детей младенческого возраста / Материалы Международной конференции «Физиология развития человека». — М., 2009. — С. 23–24.

5. Володин Н.Н., Дегтярев Д.Н. Принципы выхаживания детей с экстремально низкой массой тела // Вопросы акушерства, гинекологии и перинатологии. — 2003. — № 2 (2). — С. 64–67.

6. Долгов Ю.А. Основы математического моделирования: Учеб. пособие. — Тирасполь: Изд-во Приднестровского университета, 2009. — 100 с.

7. Коломенская А.Н. Совершенствование системы профилактики инвалидности детей высокого неврологического риска в амбулаторных условиях (начиная с периода новорожденности): Автореф. дис. канд. мед. наук. — М., 2010. — 24 с.

8. Лазуренко С.Б. Коррекционно-педагогическая работа с недоношенными детьми первого года жизни: Дис. канд. пед. наук. — М., 2005. — 24 c.

9. Маслова О.И. Тактика реабилитации детей с задержками нервно-психического развития // Русский медицинский журнал. — 2000. — № 8 (18). — С. 746.

10. Пальчик А.Б., Шабалов Н.П. Гипоксически-ишемическая энцефалопатия новорожденных. — М.: МЕДпресс-информ, 2006. — 256 с.

11. Финк А. Кондуктивная педагогика. А. Пете: Развитие детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 136 с.

12. Lorenz J.M. The Outcome of Extreme Prematurely // Semin. Perinatol. 2001; 25(5): 348-359.

Совершенствование перинатальной службы в рамках Федеральной программы охраны материнства и детства в России расширило возможности выхаживания новорожденных с перинатальной церебральной патологией, в том числе с низкой и экстремально низкой массой при рождении (НМТ и ЭНМТ) в условиях стационара [3; 5; 8; 10]. Однако до настоящего времени не прописан порядок деятельности детской поликлиники по диспансеризации, профилактической и коррекционной работе с такими детьми. Приказ Минздравсоцразвития России от 23.01.2007 № 56 «Об утверждении примерного порядка организации деятельности и структуры детской поликлиники», где впервые введены пункты о внедрении новых диагностических, лечебных и профилактических технологий, а также об оказании медико-социальной и психологической помощи детям и семьям, имеющим детей [1], до настоящего времени не работает.

Существенную помощь в решении этой важной проблемы могут оказать программы раннего вмешательства (early intervention), использующие терапевтические стратегии, которые сочетают раннее выявление нарушений с высоким риском негативных последствий и адекватное своевременное лечение. Лечение обеспечивается до того момента, как у ребенка сформируются необратимые психомоторные нарушения. Оно предназначено в том числе для пациентов, у которых еще нет физического страдания или серьезных психосоциальных осложнений. Таким образом, раннее вмешательство является проактивным подходом, который осуществляется скорее по инициативе медицинского или социального работника, чем пациента.

Программы раннего вмешательства предназначены для всех детей, имеющих риск отставания или нарушения в развитии, и их семей. Ранняя помощь охватывает период с момента рождения ребенка (или даже с момента пренатальной диагностики) до достижения ребенком возраста, когда он должен идти в дошкольное учреждение (в некоторых случаях программа может быть продолжена до школьного возраста).

Существует ряд принципов, на основе которых строятся передовые практики раннего вмешательства, признанные наиболее эффективными для развития младенцев и детей первых лет жизни. К основным принципам можно отнести:

Для Цитирования:
Коломенская А.Н., Методы и технологии раннего вмешательства в профилактике инвалидности у недоношенных новорожденных высокого неврологического риска в амбулаторных условиях. ГЛАВВРАЧ. 2016;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: