У пациентов с тяжелым острым панкреатитом крайне высок риск развития ДВС-синдрома [1–8], являющегося основной причиной перфузионных нарушений и вследствие этого полиорганной недостаточности (ПОН) [7, 9, 10]. Считается, что ПОН развивается при прогрессировании ДВС в 100 % случаев [11–13]. Быстрое нарастание дыхательной, почечной и печеночной недостаточности, энцефалопатии и острых язв ЖКТ, происходящее вследствие генерализованных микротромбозов и блока микроциркуляции, — это основная причина смерти пациентов с ДВС любой этиологии, профузные кровотечения происходят много реже [10].
Сам ДВС-синдром при остром панкреатите можно рассматривать как исход коагуляционно-фибринолитических отклонений с полным истощением систем компенсации [14, 15]. Диагностика ДВС включает учет симптомов ПОН и (или) геморрагических симптомов на фоне лабораторных признаков: тромбоцитопения, удлинение ПТВ, АЧТВ и ТВ, снижение уровня фибриногена, повышение уровня продуктов деградации фибрина, D-димеров и др. [16].
Признаки коагулопатии потребления регистрируются не менее чем у 80 % умерших пациентов с острым некротическим панкреатитом, ПОН — практически у всех [2, 6].
Лечение ДВС-синдрома в настоящее время все еще дискутируется, доказательные рекомендации отсутствуют, в том числе и при развитии ДВС у пациентов с тяжелым острым панкреатитом. Из-за увеличения вероятности геморрагического синдрома исследователи все больше склоняются к ограничению применения антикоагулянтов со II фазы ДВС. Риски гепаринотерапии на фоне коагулопатии потребления превышают ее пользу, и введение гепарина рекомендуется только для прикрытия трансфузий плазмы и крови с целью повышения активности AT-III по отношению к факторам Ха и IХа в переливаемой плазме [10, 16].
В то же время применение метода экстракорпоральной детоксикации — плазмафереза с замещением СЗП в объеме, равном объему удаляемой плазмы, рекомендуется при ДВС многими — для удаления продуктов паракоагуляции, активаторов свертывания, крупномолекулярных соединений [5, 17]. При лечении пациентов с тяжелым острым панкреатитом в течение последнего десятилетия методы ЭКД, требующие обязательной антикоагуляции во время процедуры, применялись все активнее. В этот же период стало обязательным и проведение антикоагулянтной профилактики у пациентов с тяжелым острым панкреатитом. Параллельно отмечалась тенденция к росту частоты регистрации гипокоагуляции и тромбоцитопении, а также геморрагических осложнений среди пациентов с летальным исходом панкреатита [2]. По полученным нами ранее данным, вес синдрома ДВС в структуре причин летальности вырос практически до 100 %, более чем в половине летальных случаев диагностируется геморрагический синдром и во всех случаях — развитие ПОН, в частности дыхательной недостаточности с необходимостью ИВЛ. Прогрессирующее течение ДВС-синдрома с развитием перфузионных нарушений и ПОН в настоящее время является причиной большинства неблагоприятных исходов острого некротического панкреатита.