По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339.2

Методы адаптации персонала в условиях цифровизации: от традиционных моделей к инновационным практикам

Аксенов Илья Антонович канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры государственного права и управления таможенной деятельностью, ФБГОУ ВО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых», 600000, г. Владимир, ул. Студенческая, д. 8, E-mail: il_aks@mail.ru

Статья посвящена анализу исторической эволюции методов адаптации персонала, начиная от ранних индустриальных моделей профессионального инструктажа и заканчивая современными интегрированными и цифровыми технологиями сопровождения сотрудников. Рассматривается трансформация адаптационных практик под влиянием изменений социально-экономических условий, развития организационного поведения и внедрения новых инструментов управления человеческими ресурсами. В статье предложена комплексная методика оценки эффективности адаптации, учитывающая экономические, профессиональные, психофизиологические и социально-психологические критерии, а также показатели результативности работы менеджеров по персоналу. Сделан вывод о необходимости системного и научно обоснованного подхода к адаптации в условиях растущей сложности организационной среды и цифровой трансформации трудовых процессов.

Литература:

1. Мещерякова А. Б. Методы и стратегии адаптации предпринимательских структур в условиях экономического кризиса и цифровой трансформации: анализ тенденций 2010–2022 годов / А. Б. Мещерякова // Экономика и предпринимательство. — 2025. — № 1 (174). — С. 1473–1479. DOI: 10.34925/ EIP.2024.174.1.268.

2. Немыкин Д. Н. Системный анализ инструментария управления проектами в компании / Д. Н. Немыкин, Т. Л. Скрипченко, О. Э. Еськов // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. — 2025. — № 1 (110). — С. 114–125. DOI: 10.21295/2223-5639-2025-1-114-125.

3. Буковский Г. Р. Современные методы управления персоналом в условиях цифровизации / Г. Р. Буковский, А. А. Буюклян, С. Н. Сычанина // Прикладные экономические исследования. — 2025. — № 1. — С. 49–56. DOI: 10.47576/29491908.2025.1.1.005.

4. Иванов А. М. Технологии мышления. Системное и критическое мышление основные объекты образовательного процесса на производстве / А. М. Иванов, Г. А. Ягафарова // Вектор научной мысли. — 2025. — № 1 (18). — С. 165–166.

5. Виноградов В. Ю. Комплексная стратегия обучения сотрудников в сфере электронной коммерции / В. Ю. Виноградов, М. У. Арсанукаева, Г. А. Овсеенко // Экономика и управление: проблемы, решения. — 2025. — Т. 11. — № 1 (154). — С. 21–27. DOI: 10.36871/ek.up.p.r.2025.01.11.003.

6. Сенаторова О. Ю. Эффективность профайлинга при отборе кандидатов и управлении персоналом / О. Ю. Сенаторова, Е. А. Горчакова // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. — 2025. — Т. 25. — № 2. — С. 208–215. DOI: 10.36979/1694-500X-2025-25-2-208-215.

7. Сенько В. В. Исходные требования для использования искусственного интеллекта в бизнес-процессах / В. В. Сенько // Экономическое развитие России. — 2025. — Т. 32. — № 2. — С. 18–25.

Адаптация персонала на протяжении длительного периода развития управления человеческими ресурсами претерпела существенную трансформацию, отражающую изменения в структуре занятости, характере производственных отношений и уровне технологического развития. Если в начале ХХ века под адаптацией понимали преимущественно профессиональное и физическое приспособление работника к условиям производства, т. е. освоение технологии труда и включение в рабочий процесс в рамках жесткой иерархии, то в последующие десятилетия подходы существенно усложнились. На ранних этапах индустриализации работодатели уделяли внимание главным образом первоначальному инструктажу, направленному на овладение сотрудником базовыми профессиональными операциями, регламентами и нормами безопасности. Этот подход был минимально ориентирован на человека как на субъект труда, а эффективность адаптации оценивалась только через показатели производительности и соблюдения технологических требований.

С середины ХХ века в связи с развитием исследований в области психологии труда и появлением школы человеческих отношений адаптация стала рассматриваться уже не только как обучение навыкам, но и как процесс включения новичка в социальную среду. Работы Э. Мэйо, А. Маслоу и Д. МакГрегора показали, что эмоциональное состояние, удовлетворенность трудом, восприятие организационной культуры и характер межличностных отношений существенно влияют на результаты деятельности работника. Это привело к пересмотру организационных практик и расширению методов адаптации: началось систематическое применение корпоративных мероприятий, представления новых сотрудников коллективу, создания первых вариантов методических пособий с описанием правил поведения в организации. На этом этапе адаптация постепенно приобрела социально-психологическое измерение, позволяя учитывать особенности личности работника и специфику корпоративной культуры.

Конец XX века стал периодом институционализации адаптационных программ.

Для Цитирования:
Аксенов Илья Антонович, Методы адаптации персонала в условиях цифровизации: от традиционных моделей к инновационным практикам. Кадровик. 2025;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: