Создание баз данных по качественным характеристикам сельскохозяйственных земель и совершенствование методов их агроэкологической и экономической оценки являяются необходимым условием реализации разрабатываемых в настоящее время законопроектов, направленных на совершенствование механизмов установления правового режима использования земель на основе территориального зонирования и сельскохозяйственных регламентов. Структура сельскохозяйственных угодий, унаследованная от прежних дотационных условий государственного регулирования, не соответствует современным экономическим реалиям. Подтверждением этому служит значительное сокращение фактического использования пашни, как по всей Российской федерации, так и в нашем регионе.
Взвешенное эколого-экономическое обоснование решения задачи установления границ пашни как элемента функционального зонирования территории, накладывающего определенные обязательства на землепользователя, предполагает комплексный учет групп факторов, с которыми связана как эффективность использования земли в производстве растениеводческой продукции, так и условия обеспечения воспроизводственных процессов использования земельных ресурсов. Обязательным условием приведения состава показателей качественной характеристики сельскохозяйственных угодий в соответствие с функциями именно государственного управления при формировании государственных земельно-информационных систем предполагает формализацию и конкретизацию понятия «плодородие почв» на основе параметров нормативной урожайности (продуктивности).
Самым сложным и затратным компонентом для реализации законопроекта в новой редакции Федерального закона «О землеустройстве» [1] является необходимость перестройки всей системы информационного обеспечения государственного учета и контроля состояния плодородия почв. Решению этой задачи совершенно не соответствует ни нормативнометодическая регламентация, ни содержание работ по ведению мониторинга качественного состояния земель сельскохозяйственного назначения за последние три десятилетия. Подтверждением этого факта служит отказ от включения в состав информации кадастра объектов недвижимости качественных характеристик земельных участков и при принятии Федеральных законов № 221‑ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в 2007 г. и № 217‑ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в 2015 г., тогда как в Федеральном законе № 28‑ФЗ «О государственном земельном кадастре», принятом в 2000 г., планировалось включение качественных характеристик земель в состав основных характеристик земельных участков отдельных категорий земель.