Основная идея Ж. Бодрийяра — идея существования в современном обществе массовых коммуникаций симуляционной, то есть не подлинной, реальности, создаваемой техническими средствами передачи информации, прежде всего телевидением. Опора на данную концепцию позволила Бодрийяру в качестве симулятивных рассматривать все события реальности — ограбления, угоны самолетов, теракты, похищения, демонстрирующиеся в режиме онлайн, которые утрачивают подлинность именно вследствие их включенности в особый режим функционирования на телевидении. Эти обстоятельства определили и трактовку Ж. Бодрийяром войны 1991 года в Персидском заливе, демонстрирующейся от начала до конца в режиме виртуальной реальности телекамерами CNN как «несостоявшейся» [10, p. 47]. То есть реальность, воспринимаемая как максимально достоверная вследствие визуализации объекта, на самом деле «виртуализирована», а ее субъект как бы «размыт» [5, c. 24; 7].
Как известно, идея симулякра восходит к идее «порождающей среды», которая была в свое время разработана главным образом Платоном. Философ считал, что среда содержит в себе «видимости», «подобия», «симулякры», то есть эйдосы-первообразы всех земных объектов, которые, проецируясь на материю, приводят к оформлению всего, что наполняет земное пространство. Эта демиургическая особенность эйдосов позволила А.Ф. Лосеву обозначать их термином «порождающая модель». Платоновская концепция симулякра была критически рассмотрена Жилем Делезом в статье «Ниспровергнуть платонизм», впервые опубликованной в 1967 году, а через два года включенной в качестве главы («Платон и симулякр») в книгу «Логика смысла» [2]. Для Делеза платоновская идея разграничения сущности-видимости и модели-копии не представлялась актуальной, он хотел освободить симулякр от его привязанности к реальности и рассматривать его как активную часть онтологической бытийственности: «Симулякр не просто вырожденная копия, в нем кроется позитивная сила, которая отрицает и оригинал и копию, и модель и репродукцию» [11, p. 302].