В теории пассажирских перевозок отсутствует простая и понятная система оценки состояния доступности. Это не позволяет определить доступность транспортных средств и объектов, организовать транспортное обслуживание пассажиров из числа инвалидов требуемого уровня. В номенклатуре ГОСТов отсутствуют показатели, отражающие качество доступности услуг ГПТ для МГН. В регионах нет единого подхода к организации транспортного обслуживания инвалидов и других МГН.
Низкий уровень доступности элементов системы ГПТ не позволяет в полной мере реализовать задачи Транспортной стратегии России по увеличению доли доступного подвижного состава (ПС) к 2030 г. до уровня 55%. Это ведет к неэффективному освоению бюджетных средств, дискриминации по признаку инвалидности, ухудшению уровня и качества перевозок инвалидов и МГН, а также снижению их трудовой и социальной активности.
В связи с этим возникла необходимость разработки методологии организации перевозок инвалидов и других МНГ городским пассажирским транспортом.
Передвижения инвалидов и других МГН осуществляются в среде жизнедеятельности, которая соответствует логистическим подходам к организации передвижения людских потоков. Микрологистическая система ГПТ определенного уровня является звеном в цепочке реализации потребностей населения. Транспортная система позволяет людям путем передвижения по определенным маршрутам к местам тяготения реализовать свои потребности, которые гарантированы Конституцией РФ и международными нормами. Однако не все люди могут в равной степени пользоваться существующей транспортной системой ГПТ. Причина кроется в наличии непреодолимых барьеров на транспортных сооружениях, на путях передвижения и в подвижном составе для инвалидов и других МГН. Типичными препятствиями являются высокие бордюры и пороги, ступени, узкие двери и проходы, отсутствие пандусов и подъемников, устаревший подвижной состав, недоступная для слабовидящих и слабослышащих система информации и т.д.
Современное состояние отдельных элементов системы ГПТ не отражает в полной мере потребности экономики по многим показателям, в том числе и по уровню доступности. Автобусным транспортом (включая маршрутные такси) по внутригородским маршрутам перевезено 29,5% пассажиров, на трамвай пришлось 6,2%, на троллейбус — 8%, на метрополитен — 56,2%. Сальдированный финансовый убыток автомобильного (автобусного) пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию, в 2014 г. составил — 5,7 млрд руб., городской электротранспорт оказался в плюсе на 1,2 млрд руб.