По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Методология организации перевозок маломобильных групп населения городским пассажирским транспортом

В последние годы в Российской Федерации и за рубежом повышаются требования к обеспечению доступности социальной, инженерной и транспортной инфраструктур для маломобильных групп населения (МГН), куда входят инвалиды различных категорий, дети, пожилые, беременные, люди с багажом, детскими колясками, что составляет 30% населения страны. В России реализуется государственная программа «Доступная среда», однако эффективному решению поставленных задач мешает слабая научная проработка вопросов, связанных с транспортным обслуживанием инвалидов и других МГН. Наличие барьеров на объектах и путях перемещения, неприспособленность системы планирования, организации и управления системой автомобильного наземного общественного городского пассажирского транспорта (ГПТ) к особенностям перевозок инвалидов и других МНГ тормозят процесс формирования доступной среды, что, в свою очередь, приводит к значительным издержкам, связанным с действием многочисленных отрицательных факторов.

Литература:

1. Сафронов К. Э. Оценка эффективности создания доступной транспортной инфраструктуры городов // Всероссийский экономический журнал «ЭКО». — 2008. — №7. — С. 156–168.

2. Сафронов К. Э. Комплексный подход к формированию доступной городской среды // Экономика. Предпринимательство. Окружающая среда: международный журнал. — 2009. — №1 (37). — С. 138–142.

3. Сафронов К. Э. Доступность — показатель социально ориентированного общества // Труд и социальные отношения: научный журнал Академии труда и социальных отношений. — 2010. — №7 (73). — С. 75–78.

4. Сафронов К. Э. Управление формированием безбарьерной среды в городах и регионах РФ // Экономика. Предпринимательство. Окружающая среда : международный журнал. — 2010. — №3 (43). — С. 23–30.

5. Сафронов К. Э. Методы экономической оценки доступной транспортной инфраструктуры // Вестник экономики, права и социологии. — 2011. — №2. — С. 70–74.

6. Сафронов К. Э. Градостроительные методы формирования безбарьерной среды // ACADEMIA. Архитектура и строительство. — 2011. — №1. — С. 88–91.

7. Сафронов К. Э. Инновационные методы повышения эффективности транспортных систем городов // Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета. — 2011. — №3 (26). — С. 7–12.

8. Сафронов К. Э. Повышение эффективности процесса формирования доступной транспортной инфраструктуры в регионах // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». — 2012. — №1. — С. 40–46.

9. Сафронов К. Э. Роль доступного общественного транспорта в социально-экономическом развитии городов // Вестник СибАДИ. — 2012. — №2. — С. 125–130.

10. Сафронов К. Э. Концепция формирования доступной транспортной инфраструктуры городов России // Вестник СибАДИ. — 2012. — №4. — С. 145–153.

11. Сафронов К. Э. Методика оценки уровня доступности объектов для инвалидов и маломобильных групп населения с использованием балльной системы // Вестник СибАДИ. — 2014. — №3. — С. 122–126.

12. Сафронов К. Э. Оценка программных мероприятий по повышению доступности городской транспортной системы для маломобильных групп населения // Вестник СибАДИ. — 2015. — №4. — С. 30–38.

13. Сафронов К. Э. Обеспечение доступности различных видов пассажирского транспорта для инвалидов // Вестник СибАДИ. — 2015. — №5. — С. 45–51.

В теории пассажирских перевозок отсутствует простая и понятная система оценки состояния доступности. Это не позволяет определить доступность транспортных средств и объектов, организовать транспортное обслуживание пассажиров из числа инвалидов требуемого уровня. В номенклатуре ГОСТов отсутствуют показатели, отражающие качество доступности услуг ГПТ для МГН. В регионах нет единого подхода к организации транспортного обслуживания инвалидов и других МГН.

Низкий уровень доступности элементов системы ГПТ не позволяет в полной мере реализовать задачи Транспортной стратегии России по увеличению доли доступного подвижного состава (ПС) к 2030 г. до уровня 55%. Это ведет к неэффективному освоению бюджетных средств, дискриминации по признаку инвалидности, ухудшению уровня и качества перевозок инвалидов и МГН, а также снижению их трудовой и социальной активности.

В связи с этим возникла необходимость разработки методологии организации перевозок инвалидов и других МНГ городским пассажирским транспортом.

Передвижения инвалидов и других МГН осуществляются в среде жизнедеятельности, которая соответствует логистическим подходам к организации передвижения людских потоков. Микрологистическая система ГПТ определенного уровня является звеном в цепочке реализации потребностей населения. Транспортная система позволяет людям путем передвижения по определенным маршрутам к местам тяготения реализовать свои потребности, которые гарантированы Конституцией РФ и международными нормами. Однако не все люди могут в равной степени пользоваться существующей транспортной системой ГПТ. Причина кроется в наличии непреодолимых барьеров на транспортных сооружениях, на путях передвижения и в подвижном составе для инвалидов и других МГН. Типичными препятствиями являются высокие бордюры и пороги, ступени, узкие двери и проходы, отсутствие пандусов и подъемников, устаревший подвижной состав, недоступная для слабовидящих и слабослышащих система информации и т.д.

Современное состояние отдельных элементов системы ГПТ не отражает в полной мере потребности экономики по многим показателям, в том числе и по уровню доступности. Автобусным транспортом (включая маршрутные такси) по внутригородским маршрутам перевезено 29,5% пассажиров, на трамвай пришлось 6,2%, на троллейбус — 8%, на метрополитен — 56,2%. Сальдированный финансовый убыток автомобильного (автобусного) пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию, в 2014 г. составил — 5,7 млрд руб., городской электротранспорт оказался в плюсе на 1,2 млрд руб.

Для Цитирования:
Кирилл Эдуардович Сафронов, Методология организации перевозок маломобильных групп населения городским пассажирским транспортом. Грузовое и пассажирское автохозяйство. 2019;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: