По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 340; 001.8; 001(075.4)

Методология науки: дизайн научного произведения (продукта)

Понкин Игорь Владиславович ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», Россия, 119571, Москва, просп. Вернадского, 82, стр. 1, e-mail: information@ranepa.ru, доктор юридических наук, профессор, член Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации, член Экспертного совета при Комитете Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений.

В настоящей статье исследуются вопросы, связанные с дизайном научного произведения. Автор представляет авторскую дефиницию этого понятия. В статье даются классификации видового многообразия дизайна научного произведения. Автор уделяет внимание жанру и формату научной статьи, выражающим целеполагание в ее создании. Автор обращается к вопросу о параметре сложности в дизайне научного произведения и вопросу о плане научного произведения.

Литература:

1. Власенко Н.А. Разумность и определенность в правовом регулировании. — М.: Инфра-М, 2014. — 157 с.

2. Короткина И.Б. Академическое письмо: процесс, продукт и практика. — М.: Юрайт, 2015. — 295 с.

3. Понкин И.В. Методология науки: сложные конструкции формулировок в научном исследовании // Право и образование. — 2019. — № 1. — С. 4–13.

4. Понкин И.В., Редькина А.И. Методология науки: инженерный стиль научного письма (короткие формулировки в научном исследовании) // Право и образование. — 2019. — № 8. — С. 17–22.

5. Понкин И.В., Редькина А.И. Методология науки: понятие «научный концепт» // Право и образование. — 2019. — № 3. — С. 4–11.

6. Понкин И.В., Редькина А.И. Цитирование как метод сопровождения и обеспечения научного исследования. — М.: Инфра-М, 2019. — 86 с.

7. Frequently Asked Questions About the National BIM Standard-United States [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.nationalbimstandard.org/ faqs (дата обращения 12.08.2019).

Статья поступила 28.08.2019 г

По мысли И.Б. Короткиной, «научный текст, как любой другой сложный продукт, создается поэтапно, но не линейно»1. Как правило, работа над статьей исключает написание ее разом «в один присест» (хотя, наверно, бывают исключения), автор неоднократно возвращается к своей статье, перекомпонуя одни текстовые фрагменты, правя другие, дополняя в третьих местах и т.д.

Что собой должен представлять корпус текстов, облекаемый в оболочку формата, именуемого научной статьей? Как она должна быть и может быть выстроена, скомпонована? Кто это определяет?

Именно этим вопросам посвящена настоящая статья.

Вопрос о дизайне научного произведения (научной статьи) — это вопрос обработки и репрезентации знаний, типизированного или уникального порядка организации (составления и представления) текста этого произведения.

Согласно нашей авторской дефиниции дизайн научного произведения (конкретной целостной научной публикации, работы) — находящиеся во взаимосвязи форма и порядок (топология) рациональной синтаксической, логической и иной организации излагаемого (представляемого) научного материала (текстового воплощения (выражения) и репрезентации научных идей и рефлексий, выкладок и аргументации и т.д.) и вспомогательного материала (аргументационно-обеспечительного, иллюстративного, цитатного и ссылочно-сносочного и др.) согласно авторскому замыслу, с осуществлением функциональной и логической компоновки (размещения и структурирования) текста, расстановки и артикулирования (фокусирования) содержательных акцентов и исследовательских направлений, обеспечением эргономичности и читабельности текста.

Вопреки тому, как сейчас нередко необоснованно и произвольно делают редакции российских научных журналов, «заметая все статьи под одну гребенку», научные статьи не могут быть нивелированы под одну-единственную модель, форму (сказанное, впрочем, не отбирает у редакции журнала право устанавливать собственные правила). Просто потому, что они могут быть разными. И такое многообразие и разнообразие весьма существенно, если мы говорим не о фальсифицируемой, а о реальной науке.

Для Цитирования:
Понкин Игорь Владиславович, Методология науки: дизайн научного произведения (продукта). Вопросы культурологии. 2019;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: