По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 304.444

Методология и некоторые аспекты формирования гражданской идентичности в контексте поликультурного общества

Павлишина Дарья Сергеевна. ФГБОУ ВО «Краснодарский государственный институт культуры». Россия, 350072, Краснодар, ул. 40-летия Победы, 33, e-mail: dariyp@inbox.ru

В статье дается анализ методологических основ феномена идентичности через призму социального, гражданского и национального пониманий, с доминирующим смыслом гражданскообразующих факторов. Рассматриваются некоторые особенности формирования гражданской идентичности в условиях поликультурного общества и государства.

Литература:

1. Вилкова И.В. К  вопросу об определении сущности понятия гражданская идентичность  // Гуманитарные научные исследования.  — Июнь 2012.  — № 6. — С. 6–16.

2. Григорьев Д.В. Формирование гражданской идентичности современного школьника [Электронный ресурс.] // Интернет-конференция «Перспектива гражданско-патриотического воспитания в  системе образования». URL: http://proektpatriot2.jimdo.com/гражданская-идентичность/ (Дата обращения: 20.10.2016).

3. Дзидзоева, С.М., Формирование основ гражданской идентичности в условиях поликультурного дошкольного образования / С. М. Дзидзоева, З. П. Красношлык, Л. А. Кучиева. — Владикавказ: Изд-во СОГПИ, 2013. — 171 с.

4. Грогуленко Н.В., Гареев Э.С. Формирование патриотизма, гражданской идентичности и культуры межнационального взаимодействия // Электронный научный журнал «Нефтегазовое дело». — 2015. — № 5. — С. 702–720.

5. Кожанов И.В. Научно-теоретические подходы и  принципы формирования гражданской идентичности личности / И. В. Кожанов, Т. Н. Петрова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета имени И. Я. Яковлева. — 2013. — № 1. — Ч. 1. — С. 83–89.

6. Морозова Т.И. Проблема формирования гражданственности и патриотизма у современной молодежи // Научные ведомости БелГУ. — Серия: Философия. Социология. Право. — 2010. — № 20 (91). — С.95–99.

7. Мерлушкина Ю.А., Русакова Т.А. Гражданско-патриотическое воспитание: опыт, проблемы, перспективы // YOUTH WORLD POLITIC. — № 1. — 2015. — С. 68–74.

Статья поступила 25.10.2016 г.

Анализ феномена «гражданская идентичность» показал, что нет единого мнения о его понятии, структуре и возрастных особенностях (Т. М. Водолажская, Н. А. Галактионова, Д. В. Григорьев, Л. М. Дробижева, Н. Л. Иванова, Р. Ю. Шикова, М. А. Юшин) [1]. Так, например, Т. М. Водолажская в своих исследованиях определяет гражданскую идентичность как реализацию базисных потребностей личности в принадлежности к группе. М. А. Юшин представляет её как тождественность личности статусу гражданина. Ряд учёных рассматривают гражданскую идентичность наряду с этнической. В данном исследовании будем определять «гражданскую идентичность» как осознание личностью принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, готовности и способности выполнять сопряженные с наличием гражданства обязанности, пользоваться правами, принимать активное участие в жизни государства [2].

Осознание причастности, принадлежности к гражданской общности предполагает наличие у индивида представлений о принципах и основах данного объединения, об идентифицирующих признаках, о гражданстве и характере взаимоотношений государства и гражданина, а также взаимоотношений между собой граждан данной общности.

Россия — многонациональное, полиэтническое государство, признающее основы светского общества, но и религия играет немаловажную роль в процессе воспитания и самоидентификации личности. Несмотря на универсальность, к которой стремится современное общество, необходимо учитывать национальные традиции и региональный фактор в воспитании. Поэтому задача состоит в том, чтобы обеспечить формирование поликультурной образовательной среды для развития гражданской идентичности личности.

История и этносоциальная структура России предопределяют концепцию и способы формирования российской гражданской идентичности. Решающим фактором развития демократического государства и гражданского общества в РФ является становление полиэтнической (в этнокультурном смысле) и многонациональной (в смысле федерализма) по составу, но единой по национальному (гражданскому, государственному) сознанию нации россиян. Поэтому культурно-политическая сверхзадача российского образования — формирование гармоничной гражданской и этнокультурной идентичности, соответствующей историческим традициям, современному устройству и перспективам укрепления федеративного государства.

Для Цитирования:
Павлишина Дарья Сергеевна., Методология и некоторые аспекты формирования гражданской идентичности в контексте поликультурного общества. Вопросы культурологии. 2017;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: