Россия, вступив в ВТО и став ее полноправным членом, практически полностью открыла свой внутренний рынок для иностранных сельхозпроизводителей. Составить конкуренцию иностранным производителям наша страна не может.
В 2012 г. поддержка АПК составила 9 млрд долл. США, или в объеме 1 % от расходной части федерального бюджета России. В 2015 г. на производство овощей сельхозпроизводителям выделены субсидии в размере 5500 руб/га в виде несвязанной поддержки, где средства можно использовать на удобрения, семена, запчасти, зарплату рабочим, что существенно поддерживает производителей [5]. К 2018 г. Россия при вступлении в ВТО взяла на себя обязательства снизить поддержку сельхозпроизводителей до 4,4 млрд долл. США. В настоящее время поддержка сельхозпроизводителей в Японии составляет 473, США — 324, в Канаде — 188 долл/га.
В мировой практике ключевым фактором роста конкурентоспособности национальных производителей, в особенности малых и средних фермеров, остается их интеграция в цепочку поставок транснациональных продовольственных компаний. Такая модель не только создает значительные экономические стимулы для сельхозпроизводителей в наращивании объемов производства качественных продуктов питания, но и способствует инновационной привлекательности АПК [6].
В России имеется 9 % мировой продуктивной пашни, более 50 % мировых черноземов, 20 % мировой пресной воды и производство 8,5 % минеральных удобрений. Для выхода из финансового, экономического и продовольственного кризиса и становления на инновационный путь развития экономики страны необходимо осуществить модернизацию техники и технологий, изыскать новые возможности по развитию сельских территорий [7].
Цель исследования — разработка методологии и механизма обеспечения производства овощной продукции с учетом функционирования отрасли в условиях работы в ВТО.
Методы исследований. В рамках общего системного подхода к исследованию проблемы использован инструментарий абстрактно-логического, сравнительного, экономико-статистического, экономико-математического и расчетно-конструктивного методов исследования. Информационную основу исследования составили законодательные и нормативно-правовые документы органов государственной власти Российской Федерации, методические и инструктивные материалы Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Эмпирическая база исследования представлена материалами Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, данными сводной годовой отчетности о финансово-экономическом состоянии предприятий АПК РФ. Методологической основой исследования являются диалектические принципы и методы абстрагирования, а также системный подход, позволяющий рассмотреть инновационный процесс в овощеводстве и управление им во взаимодействии и взаимообусловленности.