По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378 DOI:10.33920/nik-02-2011-05

Методология гуманитарного знания. Массовая культура: адаптивный и социализирующий потенциал

Костина Анна Владимировна директор Института фундаментальных и прикладных исследований, заведующий кафедрой философии, культурологии и политологии, АНО ВО «Московский гуманитарный университет», д-р филос. наук, д-р культурологии, проф., Россия, 111395, г. Москва, ул. Юности, 5, эл. почта: Anna_Kostina@inbox.ru

Автор доказывает: несмотря на общепринятую точку зрения относительно негативных функций, выполняемых массовой культурой в обществе — прежде всего, упрощающих сознание, эскапистских, компенсаторных, есть и целый ряд позитивных функций, которые выполняет массовая культура в современном обществе. Среди них автор выделяет способность массовой культуры к конструированию социальных общностей и адаптивную функцию, становящуюся необходимой в рамках нетрадиционных — индустриальных, постиндустриальных, информационных общественных структур. Материал статьи может представлять интерес в качестве определенной методологии исследования социокультурных феноменов.

Литература:

1. Иванов В.М., Канев С.Н. На мирной основе. Ленинградская партийная организация в борьбе за восстановление промышленного города. 1921–1925 гг. — Л., 1961. — С. 11.

2. Костина А.В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. — Изд. 5-е. — М.: Издательство ЛКИ, 2011. — С. 286.

3. Костина А.В. Специфика социальных процессов в информационном обществе [Текст] // Исторические повороты культуры: сборник научных статей (к 70-летию профессора И. В. Кондакова) /общ.ред. и сост. О. Н. Астафьевой. — М.: «Издательство «Согласие», 2018. — С. 425–432.

4. Макаревич Э.Ф., Карпухин О.И. Глобальная культура коммуникаций. М.: Издательство «Поколение», 2013.

5. Михневич В. Извращение народного песнетворчества // Исторический вестник. Т. 3. 1880. № XII. — С. 756.

6. Николаев О.Р. Почему мы не поем «русские народные» песни до конца (о некоторых механизмах трансляции русской песенной традиции). URL: http://www.ruthenia.ru/folklore/nikolaev1.htm).

7. Отечественные записки. СПб., 1873, № 6. — С. 137–139.

8. Петроградская правда. 1923. 20 мая.

9. Психологическая помощь мигрантам. [Электр. Ресурс].URL: http://psinovo.ru/referati_po_psichologii_i_pedagogike/psichologicheskaya_pomosch_migrantam.html (дата обращения 25.10.2014).

10. Стивенсон Н. Глобализация, национальные культуры и культурное гражданство // Глобализация: Контуры XXI века. Реферативный сборник. Ч. III. М., 2002. — С. 7.

11. Яров С.В. Пролетарий как политик. Политическая психология рабочих Петрограда в 1917–1923 гг. — СПб., 1999. — С. 26.

Появление массового индустриального общества, как известно, связано с рядом трансформаций в экономической и социально-политической сферах. Формирование крупных форм конвейерного производства в XIX в. требовало привлечения значительных трудовых ресурсов и приводило к достаточно интенсивной трудовой миграции — из деревни в город. Эти процессы привели к колоссальной по масштабам десоциализации и маргинализации населения.

Так, в Москве за период 1890–1900 гг. в количество рабочих увеличилось на 47%. Еще более впечатляющими масштабы роста числа рабочих были в Санкт-Петербурге, только на Путиловском металлургическом заводе увеличившегося с 2 306 человек в 1885 г. до 12 441 человек в 1900 г. Естественно, что этот рост осуществлялся за счет трудовой миграции и притока крестьян-переселенцев, составлявших в Москве и Санкт-Петербурге их числа всех оплачиваемых рабочих мест от 20 до 25%. В 1920-е гг., в период индустриализации, эти цифры возросли — причем, наряду с теми, кто переселился в город на постоянное жительство, производства наполнялись теми, кто приезжал в города на заработки и в качестве мобилизованных на короткий срок по трудовым разнарядкам. Так, на Петроградских предприятиях в 1920-е гг. вместе с «коренными» рабочими трудились и «трудмобилизованные» — они рекрутировались в сельской среде и направлялись на заводы и фабрики по трудовому набору. В этот период таких рабочих насчитывалось около 8 000 [1, c. 11]. Конечно, их труд был низко квалифицированным, и он использовался на подсобных работах — на уборке, погрузке, в строительстве, для подвоза дров, на земляных работах.

Эти «пришлые элементы», выступающие как маргинальные группы, составляли до 70% от общего числа рабочих на предприятии [8]. Они противостояли «рабочим-коренникам» как политически равнодушные, социально автономные, как идеологически пассивные, как не способные к инициации любых — и социально-политических и трудовых инициатив. Еще одним важным качеством этих социальных групп была их замкнутость, доверие к представителям только своей среды, традиционализм, консервативность. Бывшие крестьяне оставались самой конформной частью рабочих, отказывающейся не только от активной политической жизни, но и — довольно часто — от участия в забастовках [11, c. 26].

Для Цитирования:
Костина Анна Владимировна, Методология гуманитарного знания. Массовая культура: адаптивный и социализирующий потенциал. Ученый совет. 2020;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: