По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 004.021, 336.011, 336.566.2 DOI:10.33920/nik-02-2203-03

Методологии стратегического развития — системный подход

Дадалко Василий Александрович д.э.н., профессор, действительный член (академик) Академии военных наук РФ, профессор кафедры экономики и менеджмента Международного университета «МИТСО», 119049, Российская Федерация, Москва, Ленинский просп., д. 1/2, корп. 1, эл. адрес: antikrizis1@bk.ru, ORCID 0000-0001-5436-3286
Николаевский Владимир Владимирович доцент кафедры финансов Белорусского государственного экономического университета, канд. экон. наук, доцент, 220070, Беларусь, г. Минск, Партизанский просп., д. 26, эл. адрес: v.nikolaevsky@tut.by, ORCID 0000-0003-2643-6657
Рудковская Ольга Геннадьевна доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита в отраслях народного хозяйства УО «Белорусский государственный экономический университет», канд. экон. наук, 220070, Беларусь, Минск, пр. Партизанский, д. 26
Дадалко Светлана Викторовна к.э.н., доцент, профессор кафедры экономики и менеджмента Международного университета «МИТСО», 220099, Минск, ул. Казинца, д. 21/3, e-mail: svetarozedad@gmail.com, ORCID 000-001-9606-118X

Стратегическое развитие представлено как органичная совокупность функциональных элементов — стратегий развития на последовательных временных интервалах развития и их связей. Стратегическое планирование организации представляется как совокупность отдельных функциональных элементов и их связей, ориентированных на достижение поставленной цели. С организационной точки зрения, стратегическое планирование представляется как развивающийся во времени структурированный по времени проект, содержащий строгую последовательность элементов (этапов). Финансовое планирование представляется инфраструктурным элементом в системе стратегического планирования. Сформулированы основные принципы, на которых основывается методология проектного представления стратегического развития организации как системный образ экономического мышления.

Литература:

1. Акофф Р. Планирование будущего корпорации / Р. Акофф. — М.: Прогресс, 1985. — 328 с.

2. Базилевич Л.А. Автоматизация организационного проектирования / Л.А. Базилевич. — Львов: Машиностроение, 1989. — 176 с.

3. Буданова О.С. 2014. Финансовое планирование на торговых предприятиях как функция стратегического управления. — Научный результат. Серия «Технологии бизнеса и сервиса». — № 1. — С. 70–79.

4. Вильямс Дж. Д. 1960. Совершенный стратег или букварь по теории стратегических игр: пер. с англ. Ю.С. Голубева — Новожилова. — М.: Издательство «Советское радио».

5. Дунда С.П. Теоретические подходы к определению понятия «развитие предприятия» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/ ppei/2011_32/ Dunda.pdf. (дата доступа: 06.07.2018).

6. Керцнер Г. 2009. Стратегическое планирование для управления проектами с использованием модели зрелости: пер. с англ. — М.: Компания АйТи; М.: ДМК Пресс. — 320 с.

7. Коротков Э.М. Концепция менеджмента / Э.М. Коротков. — М.: Изд-во «Дека», 1997. — 304 с.

8. Коршунова Е.Д. Моделирование процесса адаптивного управления организационным развитием предприятия инвестиционно-промышленной сферы / Е.Д. Коршунова // Менеджмент в Росси и за рубежом. — 2004. — № 2. — С. 34–39.

9. Кузьмин О.Э. Основы менеджмента: учебник / О.Э. Кузьмин, О.Г. Мельник. — К.: ТОВ «Академвидав», 2003. — 416 с.

10. Кучин Б.Л. Управление развитием экономических систем: технологический прогресс, устойчивость / Б.Л. Кучин, Е.В. Якушева. — М.: Экономика, 1990. — 157с.

11. Матосян В.А., Котлячкова Н.В., Костенкова Н.В. 2015. Место финансового планирования в системе управления корпорацией / Фундаментальные исследования. — № 11 (2). — С. 390–394.

12. Петров А.Н. Методология выработки стратегии развития предприятия / А.Н. Петров. — СПб.: Изд-во СПб. университета экономики и финансов, 1992. — 127 с.

13. Плугина Ю.А. Интеллектуальное развитие: сущность понятия / Ю.А. Плугина // Вестник экономики транспорта и промышленности. — Харьков. — 2011. — № 36. — С. 193–196.

14. Побережный Р.О. Основные направления развития предпринимательства машиностроения / Р.О. Побережный // Вестник Национального технического университета «ХПІ». — Харьков. — 2012. — № 13. — С. 90–100.

15. Путятин Ю.А. Финансовые механизмы стратегического управления развитием предприятий / Ю.А. Путятин, А.И. Пушкарь, А.Н. Тридед. — Харьков: Основа, 1999. — 488 с.

16. Тенденции развития предприятия: Социально-экономический аспект / под ред. О.В. Козловой. — М.: Экономика, 1987. — 270 с.

17. Файоль А. 1923. Общее и промышленное управление: пер. Б.В. Бабина-Кореня. — М., Центр гуманитарных технологий [Электронный ресурс]. — URL: http:// gtmarket.ru/laboratory/basis/5783.

18. Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг / Р.А. Фатхутдинов. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Питер, 2002. — 439 с.

19. Шадченко Н.Ю. 2009. Методический подход к формированию стратегического плана предприятия. — Вестник Саратовского гос. соц.-экон. ун-та. — № 1 (25). — С.74– 76.

20. A Guide to the Project Management Body of Knowledge (PMBOK GIDE). 2008. — Fourth Edition. — Pennsylvania: Project Management Institute, Inc. — 506 p.

21. Brealey R., Myers S., Sick G., Giammarino R. 1992. Principles of Corporate Finance. — Toronto: McGraw-Hill Ryerson Limited. — 1047 p.

22. Brigham M.E. Strategic Long-Term Financial Decisions / Fundamentals of Financial management, 5th ed. — Chicago: The Dryden Press. — Pp. 249–595.

23. Hemila J. 2004. Business Strategy Development Meets ICT Strategy. — Second World Conference on POM and 15th Annual POM Conference, Cancun, Mexico, April 30. — May 3. URL: https://www.pomsmeetings.org/ConfProceedings/002/POMS_CD/ Browse%20This%20CD/PAPERS/002-0206.pdf.

24. Madura J., Veit T. 1988. Introduction to Financial Management. — New York: West Publishing Company. — 750 p.

25. Marchand D., Kettinger W., Rollins J. 2002. Information orientation. — The link to Business Performance. — Oxford: Oxford University Press. — 328 p.

26. Parker J.C. Investments: analysis and management, 3rd ed. — N.Y.: John Wiley &Sons, Inc., 1989. — 777 p.

27. Porter M. 1990. The Competitive Advantage of Nations. — New York: The Free Press. — 855 p.

1. Akoff R. Planirovaniye budushchego korporatsii / R. Akoff. — M.: Progress, 1985. — 328 s.

2. Bazilevich L.A. Avtomatizatsiya organizatsionnogo proyektirovaniya / L.A. Bazilevich. — L'vov: Mashinostroyeniye, 1989. — 176 s.

3. Budanova O.S. 2014. Finansovoye planirovaniye na torgovykh predpriyatiyakh kak funktsiya strategicheskogo upravleniya. — Nauchnyy rezul'tat. Seriya «Tekhnologii biznesa i servisa». — № 1. — S. 70–79.

4. Vil'yams Dzh. D. 1960. Sovershennyy strateg ili bukvar' po teorii strategicheskikh igr: per. s angl. YU.S. Golubeva — Novozhilova. — M.: Izdatel'stvo «Sovetskoye radio».

5. Dunda S.P. Teoreticheskiye podkhody k opredeleniyu ponyatiya «razvitiye predpriyatiya» [Elektronnyy resurs]. — URL: http://www.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/ ppei/2011_32/ Dunda.pdf. (data dostupa: 06.07.2018).

6. Kertsner G. 2009. Strategicheskoye planirovaniye dlya upravleniya proyektami s ispol'zovaniyem modeli zrelosti: per. s angl. — M.: Kompaniya AyTi; M.: DMK Press. — 320 s.

7. Korotkov E.M. Kontseptsiya menedzhmenta / E.M. Korotkov. — M.: Izd-vo «Deka», 1997. — 304 s.

8. Korshunova Ye.D. Modelirovaniye protsessa adaptivnogo upravleniya organizatsionnym razvitiyem predpriyatiya investitsionno-promyshlennoy sfery / Ye.D. Korshunova // Menedzhment v Rossi i za rubezhom. — 2004. — № 2. — S. 34–39.

9. Kuz'min O.E. Osnovy menedzhmenta: uchebnik / O.E. Kuz'min, O.G. Mel'nik. — K.: TOV «Akademvidav», 2003. — 416 s.

10. Kuchin B.L. Upravleniye razvitiyem ekonomicheskikh sistem: tekhnologicheskiy progress, ustoychivost' / B.L. Kuchin, Ye.V. Yakusheva. — M.: Ekonomika, 1990. — 157s.

11. Matosyan V.A., Kotlyachkova N.V., Kostenkova N.V. 2015. Mesto finansovogo planirovaniya v sisteme upravleniya korporatsiyey / Fundamental'nyye issledovaniya. — № 11 (2). — S. 390–394.

12. Petrov A.N. Metodologiya vyrabotki strategii razvitiya predpriyatiya / A.N. Petrov. — SPb.: Izd-vo SPb. universiteta ekonomiki i finansov, 1992. — 127 s.

13. Plugina YU.A. Intellektual'noye razvitiye: sushchnost' ponyatiya / YU.A. Plugina // Vestnik ekonomiki transporta i promyshlennosti. — Khar'kov. — 2011. — № 36. — S. 193–196.

14. Poberezhnyy R.O. Osnovnyye napravleniya razvitiya predprinimatel'stva mashinostroyeniya / R.O. Poberezhnyy // Vestnik Natsional'nogo tekhnicheskogo universiteta «KHPÍ». — Khar'kov. — 2012. — № 13. — S. 90–100.

15. Putyatin YU.A. Finansovyye mekhanizmy strategicheskogo upravleniya razvitiyem predpriyatiy / YU.A. Putyatin, A.I. Pushkar', A.N. Trided. — Khar'kov: Osnova, 1999. — 488 s.

16. Tendentsii razvitiya predpriyatiya: Sotsial'no-ekonomicheskiy aspekt / pod red. O.V. Kozlovoy. — M.: Ekonomika, 1987. — 270 s.

17. Fayol' A. 1923. Obshcheye i promyshlennoye upravleniye: per. B.V. BabinaKorenya. — M., Tsentr gumanitarnykh tekhnologiy [Elektronnyy resurs]. — URL: http:// gtmarket.ru/laboratory/basis/5783.

18. Fatkhutdinov R.A. Strategicheskiy marketing / R.A. Fatkhutdinov. — 2-ye izd., pererab. i dop. — SPb.: Piter, 2002. — 439 s.

19. Shadchenko N.YU. 2009. Metodicheskiy podkhod k formirovaniyu strategicheskogo plana predpriyatiya. — Vestnik Saratovskogo gos. sots.-ekon. unta. — № 1 (25). — S.74– 76.

20. A Guide to the Project Management Body of Knowledge (PMBOK GIDE). 2008. — Fourth Edition. — Pennsylvania: Project Management Institute, Inc. — 506 p.

21. Brealey R., Myers S., Sick G., Giammarino R. 1992. Principles of Corporate Finance. — Toronto: McGraw-Hill Ryerson Limited. — 1047 p.

22. Brigham M.E. Strategic Long-Term Financial Decisions / Fundamentals of Financial management, 5th ed. — Chicago: The Dryden Press. — Pp. 249–595.

23. Hemila J. 2004. Business Strategy Development Meets ICT Strategy. — Second World Conference on POM and 15th Annual POM Conference, Cancun, Mexico, April 30. — May 3. URL: https://www.pomsmeetings.org/ConfProceedings/002/POMS_CD/ Browse%20This%20CD/PAPERS/002-0206.pdf.

24. Madura J., Veit T. 1988. Introduction to Financial Management. — New York: West Publishing Company. — 750 p.

25. Marchand D., Kettinger W., Rollins J. 2002. Information orientation. — The link to Business Performance. — Oxford: Oxford University Press. — 328 p.

26. Parker J.C. Investments: analysis and management, 3rd ed. — N.Y.: John Wiley &Sons, Inc., 1989. — 777 p.

27. Porter M. 1990. The Competitive Advantage of Nations. — New York: The Free Press. — 855 p.

Майкл Портер, известный американский экономист, в 1990 г. показал, что стратегия развития организации, поддержанная соответствующей политикой государства, создает объективные условия для обеспечения национальной конкурентоспособности в рамках мировой экономической системы [27]. На современном этапе цифрового развития мировой экономики, характеризующемся усилением глобализационных процессов и переходом на широкомасштабное использование информационно-коммуникационных технологий во всех сферах человеческой деятельности, в условиях возрастания конкуренции и необходимости поддержания устойчивой конкурентной позиции роль стратегического видения развития корпорации, отрасли, тенденций развития национальной, а также мировой экономики только возрастает. Это обусловлено существенным сдвигом временных границ сроков технологических изменений в сторону их уменьшения. В соответствии с этими объективными изменениями условий экономического развития адекватно изменяется и соответствующий инструментарий описания, оценки и прогнозирования экономических процессов — переход от статических к динамическим и перманентным бизнес-моделям, от рассмотрения отдельных процессов и объектов к их системному анализу, от планирования деятельности корпорации к ее стратегическому развитию.

В динамично меняющихся условиях функционирования современной экономики эффективная организация финансовой деятельности корпорации представляется неотъемлемой частью системы обеспечения его устойчивого развития за счет поддержания заданного уровня конкурентоспособности продукции и корпорации на определенном временном интервале — интервале стратегического развития. Актуальность разработки мер по обеспечению стратегического развития корпорации и их высокая практическая значимость при недостаточной проработке теоретических аспектов стратегического планирования для настоящего времени и определили цель данного исследования.

В современной экономической литературе можно выделить четыре подхода к определению сущности стратегического развития корпорации.

Для Цитирования:
Дадалко Василий Александрович, Николаевский Владимир Владимирович, Рудковская Ольга Геннадьевна, Дадалко Светлана Викторовна, Методологии стратегического развития — системный подход. Ученый совет. 2022;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: