Для обеспечения развития ипотечного кредитования в Российской Федерации на принципах инновационного развития необходимо, чтобы российские кредитные учреждения имели методы и инструменты по внедрению различных инноваций в свою деятельность. Инновационная деятельность должна иметь непрерывный характер, осуществляться на регулярной основе, для того чтобы преодолеть существующие недостатки банковской системы РФ в том числе в области ипотечного кредитования.
Кроме того, многие эксперты отмечают что наиболее перспективным инновационным направлением развития банковского сектора в целом и ипотечного кредитования в частности является интеграция продуктов банковской деятельности с информационными технологиями [1].
Анализируя исследования российских авторов, можно отметить, что сегодня не сложилось единого теоретического взгляда на проблему механизма внедрения инноваций в банковском секторе. То же самое можно сказать и о практической стороне вопроса — в каждом банке существуют свои подходы.
Целью внедрения инноваций должно быть достижение оптимального уровня конкурентоспособности на рынке ипотечного кредитования, что возможно при реализации комплекса технологических, экономических и управляющих мероприятий [2].
Непосредственно механизм создания инноваций в области ипотечного кредитования мало освещен в отечественной литературе. На основе исследований И. А. Иваненко, А. С. Киризлеевой и А. С. Мельниковой, Т. А. Ващенко, Г. Ф. Кравцовой, Н. Н. Надворной, Е. Е. Ягавкиной, А. В. Татуйко и А.А.Николаевой, Д. Я. Родина, И. В. Суриной в области управления и реализации инновационных процессов в коммерческих банках, а также с учетом жизненного цикла финансовой инновации (рисунок) автор работы считает, что инновационный процесс в сфере ипотечного кредитования (да и в целом в банковской системе) должен осуществляться следующим образом (см. рисунок).
Рассмотрим подробнее элементы предложенного механизма.
Поскольку инновационные процессы в банковской сфере в целом и в сфере ипотечного кредитования прежде всего должны быть направлены на удовлетворение потребностей ключевых потребителей, то на первом этапе разработки инновационного ипотечного продукта очень важно исследовать тенденции развития рынка. Особое внимание следует уделить именно изучению клиентских потребностей, тем более что банкам постоянно необходимо искать новых клиентов в сфере ипотечного кредитования, так как большинство граждан берут ипотечный кредит 1–2 раза в жизни. В данной ситуации важно: