Семенова Вера Николаевна
кандидат медицинских наук, доцент кафедры гигиены и экологии, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздрава России, 630091, г. Новосибирск, Красный пр-т, д. 52, e-mail: semenovangmu@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-5464-7561
Степанова Алёна Элшановна
преподаватель кафедры гигиены и экологии, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздрава России, 630091, г. Новосибирск, Красный пр-т, д. 52, e-mail: stepanovangmu@yandex.ru, https://orcid.org /0000-0002-5807-4550
Галузо Наталья Анатольевна
кандидат медицинских наук, доцент кафедры гигиены и экологии, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздрава России, 630091, г. Новосибирск, Красный пр-т, д. 52, e-mail: tezis-ngmu5@mail.ru, https://orcid.org /0000-0001-6360-3931
Никифорова Наталья Германовна
доктор биологических наук, профессор кафедры гигиены и экологии, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздрава России, 630091, г. Новосибирск, Красный пр-т, д. 52, e-mail: natnik@ngs.ru, https://orcid.org /0000-0002-4105-7447
Крашенинина Галина Ивановна
доктор медицинских наук, доцент, профессор кафедры гигиены и экологии, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздрава России, 630091, г. Новосибирск, Красный пр-т, д. 52, e-mail: galinakrash@list.ru, https://orcid.org/0000-0002-8419-744X
Федянина Наталь Семёновна
старший преподаватель, кафедра гигиены и экологии, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздрава России, 630091, г. Новосибирск, Красный пр-т, д. 52, e-mail: fedyaninngmu@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-3499-0044
Федянин Андрей Павлович
старший преподаватель, кафедра гигиены и экологии, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздрава России, 630091, г. Новосибирск, Красный пр-т, д. 52, e-mail: fedyaninngmu@gmail.com, https://orcid.org/0000-0003-3367-2359
Одной из основных задач государства является охрана здоровья населения в целом и отдельных социально-демографических групп. В связи с мультифакторностью формирования здоровья и его нарушений используется комплекс разнообразных лечебных, оздоровительных и прежде всего профилактических мер. Для реализации вышесказанного в большинстве случаев необходима нормативно-правовая база, диктующая в том числе и экономический базис подобной деятельности. Анализ методологических основ и нормативно-правовых актов по осуществлению государственной политики в сфере здоровьесбережения в образовательных организациях показывает наличие адекватной социально-экономическим условиям системы охраны здоровья участников образовательного процесса. Отмечается некий, вполне оправданный «перевес» заботы о здоровье в сторону подрастающего поколения. Одним из элементов системы охраны здоровья детей и подростков служит активно обсуждаемое и интенсивно реализующееся направление «школьная медицина». Отмечается, что теория и практика здоровьесберегающего образования в вузах находятся на начальном этапе своего становления. Акцентируется внимание на проблемах учителей/ преподавателей. Особенности профессиональной деятельности чреваты не только потенциальным, но и реальным риском формирования нарушений соматического и психического здоровья, подтверждением чему служат данные литературы и результаты собственных исследований. Обсуждаются вопросы специальной оценки условий труда. Высказывается мысль о необходимости выделения учителей общеобразовательных школ в отдельную группу с целью получения конкретной информации об особенностях формирования их здоровья как основы разработки конкретных здоровьесберегающих технологий. Значимый вклад образа жизни в здоровье привел к необходимости усиления ответственности непосредственно граждан за сохранение собственного здоровья через формирование здорового образа жизни. В этом аспекте у преподавательского корпуса двойная задача и двойная ответственность.