По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 613.955 DOI:10.33920/med-08-2210-07

Методологические и нормативно-правовые основы обеспечения здоровьесбережения в образовательных учреждениях

Семенова Вера Николаевна кандидат медицинских наук, доцент кафедры гигиены и экологии, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздрава России, 630091, г. Новосибирск, Красный пр-т, д. 52, e-mail: semenovangmu@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-5464-7561
Степанова Алёна Элшановна преподаватель кафедры гигиены и экологии, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздрава России, 630091, г. Новосибирск, Красный пр-т, д. 52, e-mail: stepanovangmu@yandex.ru, https://orcid.org /0000-0002-5807-4550
Галузо Наталья Анатольевна кандидат медицинских наук, доцент кафедры гигиены и экологии, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздрава России, 630091, г. Новосибирск, Красный пр-т, д. 52, e-mail: tezis-ngmu5@mail.ru, https://orcid.org /0000-0001-6360-3931
Никифорова Наталья Германовна доктор биологических наук, профессор кафедры гигиены и экологии, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздрава России, 630091, г. Новосибирск, Красный пр-т, д. 52, e-mail: natnik@ngs.ru, https://orcid.org /0000-0002-4105-7447
Крашенинина Галина Ивановна доктор медицинских наук, доцент, профессор кафедры гигиены и экологии, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздрава России, 630091, г. Новосибирск, Красный пр-т, д. 52, e-mail: galinakrash@list.ru, https://orcid.org/0000-0002-8419-744X
Федянина Наталь Семёновна старший преподаватель, кафедра гигиены и экологии, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздрава России, 630091, г. Новосибирск, Красный пр-т, д. 52, e-mail: fedyaninngmu@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-3499-0044
Федянин Андрей Павлович старший преподаватель, кафедра гигиены и экологии, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздрава России, 630091, г. Новосибирск, Красный пр-т, д. 52, e-mail: fedyaninngmu@gmail.com, https://orcid.org/0000-0003-3367-2359

Одной из основных задач государства является охрана здоровья населения в целом и отдельных социально-демографических групп. В связи с мультифакторностью формирования здоровья и его нарушений используется комплекс разнообразных лечебных, оздоровительных и прежде всего профилактических мер. Для реализации вышесказанного в большинстве случаев необходима нормативно-правовая база, диктующая в том числе и экономический базис подобной деятельности. Анализ методологических основ и нормативно-правовых актов по осуществлению государственной политики в сфере здоровьесбережения в образовательных организациях показывает наличие адекватной социально-экономическим условиям системы охраны здоровья участников образовательного процесса. Отмечается некий, вполне оправданный «перевес» заботы о здоровье в сторону подрастающего поколения. Одним из элементов системы охраны здоровья детей и подростков служит активно обсуждаемое и интенсивно реализующееся направление «школьная медицина». Отмечается, что теория и практика здоровьесберегающего образования в вузах находятся на начальном этапе своего становления. Акцентируется внимание на проблемах учителей/ преподавателей. Особенности профессиональной деятельности чреваты не только потенциальным, но и реальным риском формирования нарушений соматического и психического здоровья, подтверждением чему служат данные литературы и результаты собственных исследований. Обсуждаются вопросы специальной оценки условий труда. Высказывается мысль о необходимости выделения учителей общеобразовательных школ в отдельную группу с целью получения конкретной информации об особенностях формирования их здоровья как основы разработки конкретных здоровьесберегающих технологий. Значимый вклад образа жизни в здоровье привел к необходимости усиления ответственности непосредственно граждан за сохранение собственного здоровья через формирование здорового образа жизни. В этом аспекте у преподавательского корпуса двойная задача и двойная ответственность.

Литература:

1. Гохберг М., Озерова О.К., Саутина Е.В., Шугаль Н.Б. Образование в цифрах: 2020: краткий статистический сборник. Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». 2020; 120 с.

2. Пашков А.П., Баянкин О.В., Воронцов П.Г., Жукова О.В., Мартыненко А.И., Требушинина Т.Г., Лобыгина Н.М. Анализ заболеваемости детей Алтайского края в зависимости от социально-экономических показателей региона. Санитарный врач. 2021; 4: 27–37. doi: 10.33920/med-08‑2104‑03

3. Анищенко Е.Б., Транковская Л.В., Важенина А.А., Мирошниченко И.Р. Гигиеническая оценка напряженности трудового процесса и эмоционального состояния профессорско-преподавательского состава медицинского вуза. Санитарный врач. 2020; 10: 18–25. doi: 10.33920/med-08‑2010‑02

4. Шабалкин А.И., Чаусова Л.В., Абазиева Н.Л., Назарова В.Ю., Аракельянц О.В. Проблемы специальной оценки труда. Труд и здоровье работников в современных условиях: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ростов-на-Дону: Фонд науки и образования, 2021: 149–151.

5. Новиков Д.С. Здравотворческая деятельность как миссия педагога XXI века. Педагогика и просвещение. 2013; 3: 191– 201.

6. Гордиенко Т.П., Орлова Ю.А. Историографический анализ развития проблем здоровьесберегающих технологий в отечественной педагогической теории и практике. Проблемы современного педагогического образования. 2019; 4 (64): 83–86.

7. Леван Т.Н., Федоров В.А. Электронный ресурс: монография. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.‑пед. ун-та, 2017; 175 с.

8. Акимова Л.А. Педагогическое сопровождение профессионально-образовательных практик становления культуры безопасного образа жизни будущего учителя. Проблемы современного педагогического образования. 2020; 68 (3): 4–7.

9. Денисов Л.А., Нехорошева Е.В. Основы охраны здоровья в школе как предмет гигиенического обучения и формирования новой грамотности педагогов. Санитарный врач. 2020; 10: 45–53. doi: 10.33920/med-08‑2010‑05

10. Цибульникова В.Е. Здоровьесберегающие технологии в управлении педагогическим коллективом: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. М.а: Национальный книжный центр, 2016; 250 с.

11. Фертикова Т.Е. Взаимосвязь двигательной активности студентов вузов г. Воронежа с субъективной оценкой здоровья. Санитарный врач. 2020; 5: 40–47. doi: 10.33920/med-08‑2005‑04

12. Денисов Л.А., Мерзликин Л.А., Савичева Н.М., Федорович А.В. Практическая реализация программы профилактики заболеваний в учебных заведениях г. Зеленограда. Санитарный врач. 2014; 7: 59–64.

13. Щетинина С.Ю. Медицинская активность как компонент здорового образа жизни. Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020; 5–3 (44): 194–197. doi: 10.24411\2500‑1000‑2020‑10581

14. Современные тенденции в системе здравоохранения Российской Федерации. М.: Издание Государственной Думы, 2019; 80 с.

15. Заир-Бек С.И., Мерцалова Т.А., Анчиков К.М. Мониторинг экономики образования. Информационно-аналитические материалы по результатам статистических и социологических обследований (материалы подготовлены в рамках проекта «Мониторинг экономики образования», реализуемого в соответствии с Тематическим планом научно-исследовательских работ и работ научно-методического обеспечения, предусмотренных Государственным заданием НИУ ВШЭ на 2020 год). Кадры школьного образования: возможности и дефициты. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». 2020; 18: 17.

1. Gokhberg M., Ozerova O.K., Sautina E.V., Shugal N.B. Education in numbers: 2020: a brief statistical collection. Nats. research. uni-t «Higher School of Economics», 2020. (in Russian)

2. Pashkov A.P., Bayankin O.V., Vorontsov P.G., Zhukova O.V., Martynenko A.I., Trebushinina T.G., Lobygina N.M. Analysis of morbidity of children of the Altai Territory depending on socio-economic indicators of the region. Sanitarnyj vrach (Sanitary doctor). 2021; 4: 27–37. doi: 10.33920/med-08‑2104‑03. (in Russian)

3. Anishchenko E.B., Trankovskaya L.V., Vazhenina A.A., Miroshnichenko I.R. Hygienic assessment of the intensity of the labor process and the emotional state of the teaching staff of the medical university. Sanitarnyj vrach (Sanitary doctor). 2020; 10: 18–25. doi: 10.33920/med-08‑2010‑02. (in Russian)

4. Shabalkin A.I., Chausova L.V., Abazieva N.L., Nazarova V.Yu., Arakelyants O.V. Problems of special labor assessment. Labor and health of workers in modern conditions: Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference, Shakhty, July 1–2, 2021. — Rostov-on-Don: Foundation of Science and Education, 2021. (in Russian)

5. Novikov D.S. Health-making activity as the mission of a teacher of the XXI century. Pedagogika i prosveshhenie (Pedagogy and education). 2013; 3: 191–201. (in Russian)

6. Gordienko T.P., Orlova Yu.A. Historiographical analysis of the development of health-saving technologies in Russian pedagogical theory and practice. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovanija (Problems of modern pedagogical education). 2019; 4 (64): 83–86. (in Russian)

7. Levan T.N., Fedorov V.A. Electronic resource: monograph. Yekaterinburg: Publishing House of the Russian State prof.‑ped. unta. 2017. (in Russian)

8. Akimova L.A. Pedagogical support of professional and educational practices of the formation of a culture of a safe lifestyle of the future teacher. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovanija (Problems of modern pedagogical education). 2020; 68 (3): 4–7. (in Russian)

9. Denisov L.A., Nekhorosheva E.V. Fundamentals of health protection at school as a subject of hygienic training and formation of new literacy of teachers. Sanitarnyj vrach (Sanitary doctor). 2020; 10: 45–53. doi: 10.33920/med-08‑2010‑05. (in Russian)

10. Tsybulnikova V.E. Health-saving technologies in the management of the teaching staff: A textbook for students of pedagogical universities. Moscow: National Book Center. 2016.

11. Fertikova T.E. The relationship of motor activity of Voronezh university students with subjective assessment of health. Sanitarnyj vrach (Sanitary doctor). 2020; 5: 40–47. doi: 10.33920/med-08‑2005‑04. (in Russian)

12. Denisov L.A., Merzlikin L.A., Savicheva N.M., Fedorovich A.V. Practical implementation of the disease prevention program in educational institutions of Zelenograd. Sanitarnyj vrach (Sanitary doctor). 2014; 7: 59–64. (in Russian)

13. Shchetinina S.Yu. Medical activity as a component of a healthy lifestyle. Mezhdunarodnyj zhurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk (International Journal of Humanities and Natural Sciences). 2020; 5–3 (44): 194–197. doi: 10.24411/2500‑1000‑2020‑10581

14. Modern trends in the healthcare system of the Russian Federation. M.: Edition of the State Duma. 2019. (in Russian)

15. Zair-Bek S.I., Mertsalova T.A., Anchikov K.M. Monitoring the economics of education. Information and analytical materials based on the results of statistical and sociological surveys, the materials were prepared within the framework of the project «Monitoring the Economics of Education», implemented in accordance with the Thematic Plan of Research and scientific and Methodological support provided for by the State Task of the Higher School of Economics for 2020). School education personnel: opportunities and deficits. National Research University «Higher School of Economics». 2020; 18: 17. (in Russian).

Система образования — масштабная и многофункциональная социальная сфера с конкретными и стратегическими целями и задачами личностного и государственного характера, выполняемыми на каждом этапе существования и устремленными в будущее. Образование играет очень важную роль в нашей жизни. В системе образования, в этой самостоятельной отрасли социальной и экономической сферы, задействована значительная часть, практически всё население. Причем на каждом этапе выполняются разные роли. Так, первый этап, этап получения общего образования, этап заложения основ воспитания (ясли — детский сад — школа); далее следующий этап получения специального профессионального образования — вузы, колледжи, профлицеи; после получения образования часть пополняет преподавательский корпус — воспитатели/учителя/преподаватели/тьюторы/консультанты/репетиторы; в зрелом возрасте значительная часть населения проходит этот путь, выполняя воспитательно-образовательные функции семьи.

Цель — представить характеристику здоровьесбережения на разных уровнях образования. Использованы методы общелогического анализа и синтеза (анализ литературы, нормативных и правовых документов, регламентирующих охрану здоровья в системе образования).

Существование современного (и не только, на всех этапах) государства невозможно без современного образования, и поэтому данная сфера находится под пристальным вниманием правительства. В основном государственном документе страны1 (ст. 43) не только заложено право на образование, на гарантии обязательности, общедоступности и бесплатности дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, а также возможность бесплатного получения на конкурсной основе высшего образования.

О масштабности свидетельствуют статистические данные о количестве образовательных учреждений и числе обучающихся и преподавателей (таблица).

Для Цитирования:
Семенова Вера Николаевна, Степанова Алёна Элшановна, Галузо Наталья Анатольевна, Никифорова Наталья Германовна, Крашенинина Галина Ивановна, Федянина Наталь Семёновна, Федянин Андрей Павлович, Методологические и нормативно-правовые основы обеспечения здоровьесбережения в образовательных учреждениях. Санитарный врач. 2022;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: