Концепция устойчивого развития, доминирующая в современной политике управления, нашла отражение в стратегиях развития, планах и мероприятиях практически всех развитых стран мира. Устойчивое развитие как единство трех составляющих — экономики, экологии и социального развития — предопределяет развитие экономических систем в финансовом аспекте, обеспечивая при этом сохранение экологии и социальную справедливость как концепцию отношений между индивидуумом и обществом [1].
Генеральная Ассамблея ООН в 2015 г. сформулировала положения [2], получившие в научном диспуте название Повестка-2030, которые в обобщенном виде можно назвать как «Защита человечества». Основные положения повестки изложены в виде формулировок 17 целей, достижение которых позволило бы ликвидировать нищету, создать условия для получения образования на протяжении всей жизни, остановить влияние деятельности экономик стран на существенное изменение климата, обеспечить переход к рациональным моделям потребления и производства и др. Эта повестка была поддержана большим число стран, включая Россию, поскольку рассматривается и как подход к организации взаимодействия стран для решения задач устойчивого развития, и как аналитический инструмент, демонстрирующий уровень достижения целей. Динамика устойчивого развития в отслеживается по рейтингам и индексам различных организаций: Индексу человеческого развития (Human Development Index) [9], Глобальному многомерному индексу бедности (Global Multidimensional Poverty Index (MPI) [10] и другим показателям, представленным на сайте ООН [11]. В России основные принципы перехода России к устойчивому развитию определены в 1996 г. [3], которые впоследствии были зафиксированы в официальных документах Российской Федерации [4, 8]. Динамика устойчивого развития оценивается с использованием национальных рейтинговых систем [5, 6, 7]. Несмотря на пристальное внимание мирового сообщества к проблемам сбалансированного развития экономики, ее социальной ориентации и ориентации на снижение антропогенной нагрузки, существенных результатов, которые смогли бы подтвердить коренные изменения в данной области, не получено. В числе причин низкой результативности данного процесса можно назвать реализуемый принцип добровольности участия бизнеса в осуществлении планов устойчивого развития и ориентированность существующих методик по оценке достижений целей устойчивого развития на крупный бизнес. При этом малое и среднее предпринимательство (МСП) готово предоставить новые предложения на такие запросы пользователей, как низкоуглеродные источники питания, качественные и экологичные товары, изменение жизненного цикла продукции за счет реализации механизмов совместного потребления [16, 17, 18]. Учитывая вклад МСП в экономику развитых стран, их участие в достижении целей устойчивого развития могло бы стать решающим.