Вопросами оценки эффективности инвестиций занимаются многие зарубежные и отечественные ученые-экономисты [6; 7; 9; 12; 13]. Оценка эффективности инвестирования бюджетных средств проводится с использованием методов и инструментов, приведенных в положениях, правилах и методиках, разработанных министерствами и ведомствами, а также Инвестиционным фондом Российской Федерации [1–3].
В качестве единого международного стандарта признается Методика по оценке инвестиционных проектов, разработанная Организацией по промышленному развитию при ООН (UNIDO) еще в 1978 году, в которой установлены требования к структуре бизнес-планов и приведены критерии финансово-экономической оценки проектов [8].
Наиболее известным руководством по оценке общественной эффективности1 инвестирования является руководство Евросоюза, совокупность методов которого получила название «Анализ затрат и выгод» (CostBenefi t Analysis) [13; 14]. В России для оценки инвестиционных проектов используются Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов от 21.06.1999 № ВК 477 [3].
Государство осуществляет инвестиционную деятельность преимущественно посредством государственных программ, реализация которых должна закладывать основы устойчивого производства. Результаты международной практики свидетельствуют о необходимости многоаспектной оценки эффективности инвестирования, которая позволяет учесть последствия осуществления инвестиций для смежных областей экономики, то есть оценить социальную, экологическую, инновационную и инфраструктурную эффективность. В данной работе рассмотрена экономическая и социальная эффективность инвестирования.
Анализ эффективности использования бюджетных средств, направленных на реализацию государственных программ, проводится по четырем основным направлениям (табл. 1):
— оценка показателей (индикаторов);
— оценка основных мероприятий (контрольных событий госпрограмм);
— оценка кассового исполнения (выполнение расходных обязательств);