Методика «стандартизированный пациент» (СП) в российском профессиональном медицинском образовании получила широкое применение для формирования и оценивания навыков коммуникативной компетентности, профилактической деятельности [1]. Эта методика заимствована из Высшей медицинской школы Броуди штата Восточная Каролина (США), где накоплен достаточно большой опыт ее применения для оценивания навыков лечебно-диагностической деятельности при аккредитации медицинских специалистов.
В силу особенностей в сфере преподавания и практического здравоохранения данная методика адаптируется к нашим условиям. Многими новаторами системы подготовки медицинских кадров методика СП апробируется в структуре объективного структурированного клинического экзамена (ОСКЭ) при промежуточной аттестации студентов в системе ВПО, а в условиях ДПО — как метод контроля при итоговой аттестации освоения ДПП ПП и ДПП ПК.
В 2016 году началась процедура аккредитация специалистов здравоохранения РФ, по успешному прохождению которой специалист допускается к осуществлению медицинской деятельности. Выполнение требований нового формата экзамена, а именно обеспечение реалистичной клинической ситуации и объективности оценивания практических навыков, на сегодняшний день является актуальным и проблемным в исполнении. Решение данной проблемы педагогический коллектив БУДПО УР РЦПК МЗ УР видит в применении методики СП.
Целью нашего исследования явилось изучение возможности применения методики СП в рамках итоговой аттестации освоения ДПП ПП и ПК по специальности «лечебное дело», «скорая и неотложная помощь». Мы считаем, что именно таким способом обеспечивается не только объективность оценивания, но и создается высокая мотивация для освоения комплекса взаимосвязанных между собой навыков по оказанию доврачебной медицинской помощи как индивидуально, так и в командном взаимодействии. Осознаем, что не все клинические состояния может инсценировать СП, не весь объем помощи можно продемонстрировать, но в интеграции с приемами симуляционного обучения использование муляжей, накладок для инъекций, задаваемых параметров функционального состояния СП можно существенно расширить возможности ее применения. Данная методика рассматривается нами и как альтернативный метод контроля для оценивания уровня компетентности, заменяющий существующие правила второго этапа аккредитации, а именно оценивание отдельных, не связанных между собой навыков при прохождении ряда станций.