Налоговые органы в организациях агропромышленного комплекса (далее — организации АПК) осуществляют камеральные и выездные налоговые проверки по налогу на добавленную стоимость (далее — НДС) в соответствии с требованиями Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ). Предотвращение рисков налоговых правонарушений по НДС требует от налогоплательщиков знаний методики проведения налоговых проверок по НДС, что сможет снизить нарушения при расчетах с бюджетом по данному налогу. Для организаций, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог, далее — ЕСХН), рассматриваемый вопрос также актуален, так как с 01.01.2019 организации и индивидуальные предприниматели, применяющие ЕСХН, признаются плательщиками НДС [1].
Цель исследования — разработка методики налоговой проверки по НДС в организациях АПК.
Задачи исследования: рассмотрение порядка проверки освобождения от уплаты НДС, проведения камеральных и выездных налоговых проверок, проверки восстановления НДС, ранее принятого к вычету, и выявление особенностей налогового контроля по НДС для организаций АПК.
Изучены законодательные акты, постановления Правительства РФ, приказы и указания Минфина России, ФНС России, судебная практика по вопросам налоговых проверок по НДС, мнения ученых и практиков [10–16]. В процессе исследования использованы общенаучные методы: моделирование, сравнение, приемы систематизации, обобщения теоретических аспектов и практических рекомендаций.
Вопросы особенностей налоговых проверок по НДС в отношении организаций АПК, вытекающие из общеустановленных положений по налоговым проверкам, исследованы недостаточно. В связи с этим разработанная методика проведения налоговых проверок в организациях АПК является актуальной.
Разработанная методика включает следующие этапы.
Этап 1. Проверка правомерности освобождения от НДС
Организации АПК, за исключением применяющих ЕСХН, имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций без учета НДС не превысила в совокупности 2 млн руб. (ст. 145 НК РФ).