По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 303.01

Методика преподавания литературы как культурологическая герменевтика. О концепции и личности академика Владимира Георгиевича Маранцмана

Докучаев Илья Игоревич ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», Россия, 191186, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, 48, e-mail: ilya_dokuchaev@mail.ru

Статья посвящена анализу проблем методики преподавания литературы в современной школе. Рассматриваются две проблемы: проблема снижения интереса школьника к чтению в современной визуальной культуре и проблема утраты интереса школьника к чтению литературы прошлого. В качестве пути решения этих проблем предлагается рассмотреть возможности методической системы В.Г. Маранцмана, понимаемой как культурологическая герменевтика. Система В.Г. Маранцмана позволяет соотнести анализ художественного произведения и психологию читательского восприятия, с одной стороны, и провести этот анализ на фоне широких культурологических обобщений, с другой стороны.

Литература:

1. Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников: Метод. пособие / Ленингр. гос. пед. ин-т им. А.И. Герцена. — Л., 1974. — 176 с.

2. Маранцман В.Г., Чирковская Т.В. Проблемное изучение литературного произведения в школе. — М.: Просвещение, 1977. — 206 с.

3. Маранцман В.Г. Труд читателя: От восприятия лит. произведения к анализу: Кн. для учащихся ст. кл. сред. шк. — М.: Просвещение, 1986. — 124 с.

4. Маранцман В.Г. Художественная литература: Кн. для учащихся 9-го кл. — М.: Просвещение, 1991. — 317 с.

5. Данте Алигьери. Божественная комедия: Ад. Чистилище. Рай / Dante; [в новом пер. В.Г. Маранцмана]. — СПб.: Амфора, 2008. — 782 с.

Статья поступила 23.03.2019 г.

Современная методика преподавания литературы сталкивается с множеством проблем. Наверное, важнейшая из них — это отсутствие интереса к чтению. Культура двадцатого века стремительно превращалась из литературоцентричной в визуально ориентированную; сначала посредством кино и телевидения, а затем благодаря интернету она стала универсальной виртуальной реальностью, находящейся в очень сложных отношениях с исходной — подлинной реальностью. В этой реальности культуры постмодерна и сетевой культуры визуальное играет решающую роль, но права текста постепенно восстанавливаются, и сегодня они значительно больше, чем еще двадцать лет назад, когда казалось, что с чтением вообще покончено. Однако тут встает другая проблема: что и как читать? То, что было классикой девятнадцатого века, — а именно на текстах литературы этого времени и была построена методика преподавания литературы в школе в течение всего двадцатого века, — сегодня воспринимается детьми с великим трудом; заставить их читать огромные романы — настоящий труд для учителя и огромное насилие над учеником.

Я не берусь в рамках настоящей работы анализировать эту проблему целиком и высказывать свои прогнозы и предложения как позитивного, так и негативного характера. Однако сразу оговорюсь, что не считаю катастрофой отказ от уроков литературы в школе в пользу, например, уроков философии или культурологии. Изучение литературы так долго играло решающую роль в России именно потому, что философия и культурология были фактически запрещены и находились под жестким идеологическим контролем, из-под которого литературоведению было легче ускользать. Сегодня ситуация радикально изменилась, однако школа — это сложное соединение консервативных и прогрессистских тенденций. Школа — это одновременно отклик на зов современности и передача культурного наследия. Очевидно, что традиции преподавания литературы в школе сегодня являются в России одной из культурных ценностей, сохранение которой, безусловно, целесообразно. Но простая консервация в педагогическом процессе чего-либо традиционно ценного невозможна. Необходимо думать, как соединить указанные выше образовательные стратегии на материале преподавания литературы в школе.

Для Цитирования:
Докучаев Илья Игоревич, Методика преподавания литературы как культурологическая герменевтика. О концепции и личности академика Владимира Георгиевича Маранцмана. Вопросы культурологии. 2019;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: