Статья поступила 23.03.2019 г.
Современная методика преподавания литературы сталкивается с множеством проблем. Наверное, важнейшая из них — это отсутствие интереса к чтению. Культура двадцатого века стремительно превращалась из литературоцентричной в визуально ориентированную; сначала посредством кино и телевидения, а затем благодаря интернету она стала универсальной виртуальной реальностью, находящейся в очень сложных отношениях с исходной — подлинной реальностью. В этой реальности культуры постмодерна и сетевой культуры визуальное играет решающую роль, но права текста постепенно восстанавливаются, и сегодня они значительно больше, чем еще двадцать лет назад, когда казалось, что с чтением вообще покончено. Однако тут встает другая проблема: что и как читать? То, что было классикой девятнадцатого века, — а именно на текстах литературы этого времени и была построена методика преподавания литературы в школе в течение всего двадцатого века, — сегодня воспринимается детьми с великим трудом; заставить их читать огромные романы — настоящий труд для учителя и огромное насилие над учеником.
Я не берусь в рамках настоящей работы анализировать эту проблему целиком и высказывать свои прогнозы и предложения как позитивного, так и негативного характера. Однако сразу оговорюсь, что не считаю катастрофой отказ от уроков литературы в школе в пользу, например, уроков философии или культурологии. Изучение литературы так долго играло решающую роль в России именно потому, что философия и культурология были фактически запрещены и находились под жестким идеологическим контролем, из-под которого литературоведению было легче ускользать. Сегодня ситуация радикально изменилась, однако школа — это сложное соединение консервативных и прогрессистских тенденций. Школа — это одновременно отклик на зов современности и передача культурного наследия. Очевидно, что традиции преподавания литературы в школе сегодня являются в России одной из культурных ценностей, сохранение которой, безусловно, целесообразно. Но простая консервация в педагогическом процессе чего-либо традиционно ценного невозможна. Необходимо думать, как соединить указанные выше образовательные стратегии на материале преподавания литературы в школе.