Для обеспечения установленного нормативно-технической документацией уровня надежности механической части подвижного состава, в частности колесно-моторных блоков (КМБ), применяют системы технического диагностирования. В процессе диагностирования определяют техническое состояние узла и причину неисправности [1]. Актуальной задачей является совершенствование методов технического диагностирования, обеспечивающих высокую достоверность.
С целью создания методики диагностирования узлов КМБ, обеспечивающей повышенную достоверность, необходимо построить диагностическую модель объекта, связывающую техническое состояние узла с его отображением в пространстве диагностических признаков (параметры сигнала, соответствующие определенной неисправности объекта) [2]).
Под моделью понимается функция вида:
где: f— вектор диагностических признаков,
x — вектор структурных параметров.
Диагностическая модель определена, если установлена зависимость вектора структурных параметров от вектора диагностических признаков:
Данное выражение справедливо при выполнении следующих условий:
• функция F непрерывна и дифференцируема в области изменения аргумента x;
• функциональный определитель функции должен быть отличен от нуля.
где: m — число структурных параметров.
Условие непрерывности состоит в том, что из х х ' '' 0 − → следует f f ' '' 0 − → , где f' = F(x') и f'' = F (x'').
Для задачи технического диагностирования это означает, что малые изменения технического состояния объекта диагностирования должны приводить к малым изменениям величины диагностического признака.
В случае, когда Fi линейны, то система (1) преобразуется в систему линейных алгебраических уравнений (4):
где: aij — коэффициент чувствительности диагностического признака f i к изменению структурного параметра xj .
Система (4) имеет решение относительно xj , если ее определитель отличен от нуля.