По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 629.4

Методика построения диагностической модели узлов колесно-моторных блоков электропоездов

Зайцев А.В. научный сотрудник, Научно-производственный центр «Динамика» 644007, Омск, ул. Рабиновича, д. 108/1

Приведена методика построения диагностической модели узлов колесно-моторного блока, связывающая структурные параметры с техническим состоянием диагностируемого узла.

Литература:

1. ГОСТ 20911-89. Техническая диагностика. Термины и определения. В сб.: «Контроль неразрушающий. Термины и определения»: стандарт. — М.: Гос. ком. СССР по упр. качеством продукции и стандартам. — Переизд. нояб. 2004. — Взамен ГОСТ 20911-75; введ. с 01.01.1991. — М.: Изд-во стандартов, 2005. — С. 26–34.

2. Костюков В. Н., Науменко А. П. Основы виброакустической диагностики и мониторинга машин: учеб. пособие. Омск. гос. техн. ун-т. 2-е изд. с уточнениями. — Новосибирск: СО РАН, 2014. — 377 с.

3. Адлер Ю. П., Маркова Е. В., Грановский Ю. В. Планирование эксперимента при поиске оптимальных условий / Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: Наука, 1976. — 278 с.

4. Тихомиров В. Б. Планирование и анализ эксперимента (при проведении исследований в легкой и текстильной промышленности). — М.: Легкая индустрия, 1974. — 262 с.

5. Монтгомери Д. К. Планирование эксперимента и анализ данных. — Л.: Судостроение, 1980. — 383 с.

Для обеспечения установленного нормативно-технической документацией уровня надежности механической части подвижного состава, в частности колесно-моторных блоков (КМБ), применяют системы технического диагностирования. В процессе диагностирования определяют техническое состояние узла и причину неисправности [1]. Актуальной задачей является совершенствование методов технического диагностирования, обеспечивающих высокую достоверность.

С целью создания методики диагностирования узлов КМБ, обеспечивающей повышенную достоверность, необходимо построить диагностическую модель объекта, связывающую техническое состояние узла с его отображением в пространстве диагностических признаков (параметры сигнала, соответствующие определенной неисправности объекта) [2]).

Под моделью понимается функция вида:

где: f— вектор диагностических признаков,

x — вектор структурных параметров.

Диагностическая модель определена, если установлена зависимость вектора структурных параметров от вектора диагностических признаков:

Данное выражение справедливо при выполнении следующих условий:

• функция F непрерывна и дифференцируема в области изменения аргумента x;

• функциональный определитель функции должен быть отличен от нуля.

где: m — число структурных параметров.

Условие непрерывности состоит в том, что из х х ' '' 0 − → следует f f ' '' 0 − → , где f' = F(x') и f'' = F (x'').

Для задачи технического диагностирования это означает, что малые изменения технического состояния объекта диагностирования должны приводить к малым изменениям величины диагностического признака.

В случае, когда Fi линейны, то система (1) преобразуется в систему линейных алгебраических уравнений (4):

где: aij — коэффициент чувствительности диагностического признака f i к изменению структурного параметра xj .

Система (4) имеет решение относительно xj , если ее определитель отличен от нуля.

Для Цитирования:
Зайцев А.В., Методика построения диагностической модели узлов колесно-моторных блоков электропоездов. Безопасность и охрана труда на железнодорожном транспорте. 2017;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: