Для обеспечения установленного нормативно-технической документацией уровня надежности механической части подвижного состава, в частности колесно-моторных блоков (КМБ), применяют системы технического диагностирования. В процессе диагностирования определяют техническое состояние узла и причину неисправности [1]. Актуальной задачей является совершенствование методов технического диагностирования, обеспечивающих высокую достоверность.
С целью создания методики диагностирования узлов КМБ, обеспечивающей повышенную достоверность, необходимо построить диагностическую модель объекта, связывающую техническое состояние узла с его отображением в пространстве диагностических признаков (параметры сигнала, соответствующие определенной неисправности объекта) [2]).
Под моделью понимается функция вида:
где: f — вектор диагностических признаков,
x — вектор структурных параметров.
Диагностическая модель определена, если установлена зависимость вектора структурных параметров от вектора диагностических признаков:
Данное выражение справедливо при выполнении следующих условий:
функция F непрерывна и дифференцируема в области изменения аргумента x;
функциональный определитель функции должен быть отличен от нуля.
где: m — число структурных параметров.
Для задачи технического диагностирования это означает, что малые изменения технического состояния объекта диагностирования должны приводить к малым изменениям величины диагностического признака.
В случае, когда Fi линейны, то система (1) преобразуется в систему линейных алгебраических уравнений (4):
где: aij — коэффициент чувствительности диагностического признака fi к изменению структурного параметра xj.
Система (4) имеет решение относительно xj, если ее определитель отличен от нуля.
Абсолютная величина определителя (5) характеризует общую чувствительность метода диагностирования. Если условие (5) выполняется, система (4) имеет решение относительно структурных параметров (6):