По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Методика освоения техники релиз в хореографии: школа и вуз

Ткачук Екатерина Сергеевна студентка АНО ВПО «Московский гуманитарный университет» Россия, 111395, г. Москва, ул. Юности, д. 5, E-mail: info@mosgu.ru

В статье описана часто применяемая в современной хореографии техника релиз (Release based Technique), которая основана на освобождении (релизе) некоторых групп мышц с целью получения навыков использования только тех групп мышц, которые необходимы в процессе танца. Владение ею придает необыкновенную красоту движениям в танце, расширяет возможности хореографической лексики, помогает более точно передать характер предлагаемого образа, раскрыть внутренние переживания героя. Анализом движения занимался Рудольф фон Лабан (1879–1958). Опираясь на его работы, а также труды В.Ю. Никитина, анализируя собственный исполнительский и педагогический опыт, автор предлагает методику освоения приемов движения техники релиз у детей 6–9 лет

Литература:

1. Козлов В.В. Интегративная танцевально-двигательная терапия / В.В. Козлов, А.Е. Гиршон, Н.И. Веремеенко. — СПб.: Речь, 2006. — 286 с.

2. Никитин В.Ю. Мастерство хореографа в современном танце: Учеб. пособие. — М.: Российский университет театрального искусства — ГИТИС, 2011. — 472 с.

3. Никитин В.Ю. Модерн-джаз-танец: История. Методика. Практика. — М.: Изд-во ГИТИС, 2010. — 440 с.

4. Ходгсон Д. Мастерство движения: жизнь и работа Рудольфа Лабана [Электронный ресурс]: сайт А. Гиршона; пер. В. Бурова. — http://www. girshon.ru/txt/laban.litm (дата обращения: 06.04.2015).

5. Чистякова А.А. Программа по дополнительному образованию студентов (в области хореографического искусства) // Программно-методическое обеспечение деятельности центра дополнительного образования педагогического колледжа: Программно-методическое пособие / Под ред. В.Е. Каргополова. — Ханты-Мансийск: ХМТПК, 2005.

Лабан в своем анализе движения замечает, что оно обладает особым качеством. Для движения в пространстве мы прилагаем определенную степень усилия, расслабленности или интенсивности (техника Хамфри–Уэйдмана, Хосе Лимона). Такие качества можно отнести к двум видам: пассивному и активному. Пассивный подход характеризуется как подчинение гравитации, использование ее как движущей силы. Активный подход — ощущение и использование веса для придания определенного качества движению. Они могут быть сильными или слабыми.

В своей практике Лабан, рассматривая понятие «напряжение», утверждал, что оно «мобилизует все системы восприятия, настраивая на все, что происходит вокруг, создает связь внутреннего с внешним» [4]. Его можно рассматривать как результат борьбы с давлением гравитации либо как мобилизацию внутренних и внешних сил. Напряжение нужно для доступа к энергии и силе во всех этих областях.

Степень напряжения должна соответствовать задаче или событию. Излишнее напряжение или нерациональное расслабление работающих мышц ограничивают точность, координацию и своевременность движений, снижают результативность, искажают точность движений и приводят к быстрому утомлению. Необходимо избегать лишней жесткости с одной стороны и расслабленности — с другой, находя золотую середину. Правильное использование данной техники позволяет танцору хорошо чувствовать пространство и время и за счет высокой и точной координации сокращения и расслабления соответствующих мышечных групп быстро и целесообразно перестраивать свои движения.

Лабан выделяет восемь базовых действий, которые были названы базовыми усилиями. Они могут быть внешними и внутренними. Взяв по два полюса каждого двигательного параметра — пространство, время, динамика (вес), Лабан выделил шесть характеристик: движение может происходить в пространстве направленно или ненаправленно; движение может быть продолженным или внезапным; динамика или вес движения могут в той или иной степени включать легкость или тяжесть.

Для Цитирования:
Ткачук Екатерина Сергеевна, Методика освоения техники релиз в хореографии: школа и вуз. Ученый совет. 2016;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: