По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339.372 DOI:10.33920/igt-01-2012-03

Методика обследования торгового ассортимента товаров определенной категории в предприятиях розничной торговли и анализ их ассортиментной политики

М.А. Николаева д-р техн. наук, проф. кафедры международной коммерции, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

В статье представлена методика проведения исследований торгового ассортимента предприятий торговли, результаты которых служат основанием для анализа ассортиментной политики этих предприятий и разработки рекомендаций по совершенствованию ассортимента определенной товарной категории или подгруппы товаров. Цель работы — формирование у студентов или практических работников умений проводить обследование торгового ассортимента предприятий розничной торговли и анализировать их ассортиментную политику.

Литература:

1. Николаева М.А., Горбатюк М.А. Анализ ассортимента сыров, реализуемых в сетевых магазинах. г. Москвы / Товаровед продовольственных товаров. — 2020. — № 1 (187). — С. 36-42. РИНЦ.

2. Николаева М.А., Саламех И.И. Ассортимент свежих овощей, реализуемых в розничной торговле г. Москвы / Товаровед продовольственных товаров. — 2020. — № 1 (187). — С. 43-48.

3. Николаева М.А., Игнатова Е.В. Анализ ассортиментной политики торговых организаций, реализующих продукты детского питания животного происхождения / Товаровед продовольственных товаров. — 2020. — № 4 (189). — С. 30-35. РИНЦ.

4. Николаева М.А. Товарная политика: учеб. пособие. М.: Норма: ИНФРА-М, 2018.

5. Николаева М.А. Теоретические основы товароведения: учебник. — М.: Норма: ИНФРА-М,2018. — 448 с.

Торговый ассортимент розничных торговых организаций современных форматов характеризуется большой полнотой и глубиной товарных категорий или однородных групп (подгрупп) товаров. Как показали наши исследования [1, 2.3], глубина ассортимента во многих случаях колеблется в пределах от нескольких десятков до нескольких сотен торговых марок и их модификаций. Для управления таким развернутым ассортиментом необходимо уметь проводить его обследование, рассчитывать показатели ассортимента, анализировать полученные данные и на их основе разрабатывать или корректировать ассортиментную политику торговой организации по определенной товарной категории или подгруппе товаров.

Теория вопроса представлена в работах автора [4,5].

Цель работы — приобретение умений проводить обследование торгового ассортимента предприятий розничной торговли и анализировать их ассортиментную политику.

Задачи работы:

1. обследование торгового ассортимента определенной товарной категории или субкатегории товаров (по заданию преподавателей);

2. расчет показателей торгового ассортимента и составление таблицы; определение коэффициентов весомости показателей ассортимента методом опроса;

3. расчет структуры видового ассортимента;

4. анализ и оценка результатов определения показателей торгового ассортимента.

Объект исследования — торговый ассортимент товарной категории или субкатегории (или однородной подгруппы товаров).

Предмет исследования — формирование торгового ассортимента трех обследованных магазинов.

При проведении исследований определяются следующие свойства и их показатели:

• полнота: базовая, действительная и коэффициент полноты (Кп);

• глубина: базовая, действительная и коэффициент глубины (Кгл);

• устойчивость: действительная и коэффициент устойчивости (Ку);

• новизна: действительная и коэффициент новизны (Кн);

• гармоничность: действительная и коэффициент гармоничности (Кгар); рациональность: коэффициент рациональности;

Для Цитирования:
М.А. Николаева, Методика обследования торгового ассортимента товаров определенной категории в предприятиях розничной торговли и анализ их ассортиментной политики. Товаровед продовольственных товаров. 2020;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: