Высокие темпы роста объемов транспортировки углеводородов в России, возрастающая технологическая сложность и опасность производственных объектов, обеспечивающих их доставку потребителям, а также масштабы ущерба от аварий требуют разработки независимых многокритериальных универсальных систем мониторинга, основанных на научно обоснованных подходах. Разработка и внедрение оперативного технического диагностирования единой системы газоснабжения (ЕСГ) необходимы как для нового оборудования, так и установок, выработавших свой назначенный ресурс [1–3]. Такие системы позволяют максимально продлить ресурс и снизить аварийность, а также выполнять ремонты по фактическому состоянию [4–7]. Своевременность и актуальность систем диагностики и мониторинга технологического оборудования ЕСГ России для компрессорных станций (КС) и газоперекачивающих агрегатов (ГПА) подтверждена как государственными, так и корпоративными (ПАО «Газпром») нормативными документами [1–4].
Необходимо напомнить, что в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации [1] разработка универсальных систем мониторинга надежности нефтегазовых объектов, действующих в режиме реального времени и позволяющих осуществлять контроль и управление при различных уровнях и в масштабах систем, является задачей первого приоритета по повышению надежности и безопасности систем энергетики.
Кроме того, пункты 4.11.1, 4.11.2 и 4.11.6 правил ВРД 39–1.10‑006‑2000 [2] регламентируют осуществление контроля работоспособности, надежности и безопасности оборудования КС с помощью технических и программных средств мониторинга и диагностики. Они должны с требуемой достоверностью производить оценку технического состояния оборудования КС и прогнозировать его изменение не менее чем за период до следующего проведения измерений. Установка систем мониторинга и диагностики должна обеспечиваться при новом строительстве и реновации КС, а также в процессе модернизации эксплуатируемых КС. Вводимые в эксплуатацию полнофункциональные системы должны обеспечивать эксплуатацию КС с учетом реального фактического состояния каждого вида, типа и конкретного экземпляра диагностируемого оборудования.