По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 629.331

Методика контроля технического состояния тахографов

И. С. Малин Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), г. Москва, Россия
С. М. Мороз д-р техн. наук, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), г. Москва, Россия, e-mail: sm-moroz@mail.ru

Предлагаемая методика контроля технического состояния тахографов предназначена для облегчения проведения проверок при выполнении предрейсового (предсменного) контроля колесного транспортного средства (КТС). Дополнительно озвучены предложения по автоматизации контроля работоспособности тахографов средствами бортовой локальной сети КТС.

Литература:

1. Постановление Правительства РФ от 03.12.2020 №1998 «О категориях оснащаемых тахографами транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров, а также видах сообщения, в которых осуществляются такие перевозки транспортными средствами указанных категорий» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_369871/ (дата обращения: 12.01.2022).

2. Приказ Минтранса России от 28.10.2020 №440 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. — URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_369096/ (дата обращения: 14.01.2022).

3. ГОСТ 34005–2016. Межгосударственный стандарт. Автомобильные транспортные средства. Тахографы цифровые. Технические требования и методы испытаний. — М.: Стандартинформ, 2018. — 31 с.

4. Постановление Правительства РФ от 15.09.2020 №1434 «Об утверждении Правил проведения технического осмотра транспортных средств, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_362810/ (дата обращения: 14.01.2023).

5. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 №1090 «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения») [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. — URL: https://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_2709/ (дата обращения: 14.01.2023).

6. Приказ Минтранса России от 15.01.2021 № 9 «Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_385069/ (дата обращения: 12.01.2023).

7. Шаматульский К. И. Стандартизация тахографов / К. И. Шаматульский, С. Б. Португал, П. А. Орлов // Стандарты и качество. — 2019. — № 4. — С. 62–62.

8. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. — URL: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ (дата обращения: 17.01.2023).

9. Проценко А. В. Применение технических средств контроля для сокращения эксплуатационных затрат грузовых автомобилей / А. В. Проценко, М. Д. Малютин // Техника и технологии строительства. — 2015. — № 1 (1). — С. 96–103.

10. Мороз С. М. Автоматизация идентификации водителя и первичного учета его работы / С. М. Мороз // Журнал автомобильных инженеров. — 2017. — №4 (105). — С. 18–21.

11.Программа самообучения 238. Обмен данными посредством шины CAN I. — 2018. — 32 с.

Тахограф (рис. 1) — это специальный прибор бортового типа, который устанавливается в салон автомобиля и служит для регистрации многих показателей. Так, данное устройство ставится вместо спидометра или совместно с ним и регистрирует непрерывно скорость движения автомобиля, пройденное расстояние, время работы и отдыха экипажа.

Устройство позволяет узнать уровень квалификационной подготовки водителя, а так же обезопасить поездку. Сейчас тахографы в обязательном порядке ставят в коммерческий транспорт: пассажирские автобусы, большегрузные машины и т. д. Степень защиты информации тахографа высока, а также имеется возможность подключения к системе ГЛОНАСС.

Нормативную базу тахографов недавно пополнило Постановление Правительства России. 30 сентября 2022 года был опубликован приказ №343 от 1 сентября 2022 г. «О внесении изменений в приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 28 октября 2020 г. №440». Значительная часть изменений, вносимых приказом №343, касается онлайн-тахографов, поэтому многие называют его приказом об онлайнтахографах. Изменения, которые он вносит, вступят в силу 1 марта 2023 года. Они позволят автоматизировать контроль над соблюдением режима труда и отдыха, а также скоростного режима.

Согласно ГОСТ 34005-2016 тахограф — это оборудование, являющееся компонентом КТС и обеспечивающее непрерывную, некорректируемую регистрацию, хранение и отображение информации о скорости, маршруте движения КТС, режиме труда и отдыха водителей [3]. Для регистрации и хранения информации используется средство криптографической защиты информации (СКЗИ) тахографа — программно-аппаратные шифровальные средства, реализующие алгоритмы криптографического преобразования информации. Тахограф — далеко не самый простой прибор, помимо блока СКЗИ снабжаемый еще и собственным модулем памяти, принтером, разъемами для подключения к бортовой локальной сети и датчикам КТС.

Тахограф требует ежедневного контроля технического состояния, а технология контроля — определенных навыков персонала и оборудования. Обязательность контроля технического состояния тахографа указана во всех нормативных документах, содержащих требования к безопасности КТС в эксплуатации:

Для Цитирования:
И. С. Малин, С. М. Мороз, Методика контроля технического состояния тахографов. Автотранспорт: эксплуатация-обслуживание-ремонт. 2023;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: