Тахограф (рис. 1) — это специальный прибор бортового типа, который устанавливается в салон автомобиля и служит для регистрации многих показателей. Так, данное устройство ставится вместо спидометра или совместно с ним и регистрирует непрерывно скорость движения автомобиля, пройденное расстояние, время работы и отдыха экипажа.
Устройство позволяет узнать уровень квалификационной подготовки водителя, а так же обезопасить поездку. Сейчас тахографы в обязательном порядке ставят в коммерческий транспорт: пассажирские автобусы, большегрузные машины и т. д. Степень защиты информации тахографа высока, а также имеется возможность подключения к системе ГЛОНАСС.
Нормативную базу тахографов недавно пополнило Постановление Правительства России. 30 сентября 2022 года был опубликован приказ №343 от 1 сентября 2022 г. «О внесении изменений в приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 28 октября 2020 г. №440». Значительная часть изменений, вносимых приказом №343, касается онлайн-тахографов, поэтому многие называют его приказом об онлайнтахографах. Изменения, которые он вносит, вступят в силу 1 марта 2023 года. Они позволят автоматизировать контроль над соблюдением режима труда и отдыха, а также скоростного режима.
Согласно ГОСТ 34005-2016 тахограф — это оборудование, являющееся компонентом КТС и обеспечивающее непрерывную, некорректируемую регистрацию, хранение и отображение информации о скорости, маршруте движения КТС, режиме труда и отдыха водителей [3]. Для регистрации и хранения информации используется средство криптографической защиты информации (СКЗИ) тахографа — программно-аппаратные шифровальные средства, реализующие алгоритмы криптографического преобразования информации. Тахограф — далеко не самый простой прибор, помимо блока СКЗИ снабжаемый еще и собственным модулем памяти, принтером, разъемами для подключения к бортовой локальной сети и датчикам КТС.
Тахограф требует ежедневного контроля технического состояния, а технология контроля — определенных навыков персонала и оборудования. Обязательность контроля технического состояния тахографа указана во всех нормативных документах, содержащих требования к безопасности КТС в эксплуатации: