По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Методика аранжировки песенного фольклора и его воплощение на сцене

Обработка и аранжировка произведений традиционной народной музыки — важнейшая часть современного творческого процесса в музыкальной культуре. В статье подробно раскрыты суть обоих понятий, сходство и различие между этими двумя процессами.

Литература:

1. Котеля В.А. Теория песенного фольклора / Учебно-методические материалы для выездных курсов повышения квалификации работников культуры в п. Борисовка, 20 февраля 2007 года. ГУК «Белгородский государственный центр народного творчества». — Белгород, 2007.

2. Лисина Е.Н. К определению понятий аранжировки и обработки аутентичной музыки [Электронный ресурс] // Огарев-online. Раздел «Культурология». — 2013. — № 7.

3. Маркова Л.В., Шамина Л.В. Режиссура народной песни: Методическое пособие. — М., 1984.

4. Медведева М.В. Педагогические условия творческого развития студентов на занятиях хоровой аранжировкой: Дис. канд. пед. наук. — М., 1988.

5. Микушев А.К. Коми народные песни / А.К. Микушев, П.И. Чисталев. Коми народные песни. — Т. 2. Ижма и Печора. — 2-е изд. — Сыктывкар, 1994.

6. Организация работы самодеятельных фольклорных коллективов / Сост. Т.С. Чекмарева, А.Ф. Мингадеева // Методические рекомендации для работников социокультурной сферы. — Казань: Республиканский центр развития традиционной культуры, 2013.

7. Романовский Н.В. Хоровой словарь. — 2-е изд., дополн. — Л.: Музыка, Ленинградское отделение, 1972.

8. Рубцов Ф.А. Статьи по музыкальному фольклору. — Л., М.: Советский композитор, 1973.

9. Сценическая подготовка: Методические рекомендации / Сост. доцент Н.И. Бондарева. — Алтайская государственная академия культуры и искусств, 2008.

10. Ушкарев А.Ф. Учебник для композиторов и дирижеров хоровых вузов. — М.: Музыка, 1986.

Новые концертно-эстрадные формы исполнения произведений устного народного музыкального творчества профессиональными и самодеятельными коллективами предполагают приспособление музыкального материала к иным, отличным от первоначальных (бытовых) условиям исполнения.

Аранжировка, вызванная практической потребностью, является специфическим видом творческой деятельности руководителя или хормейстера исполнительского коллектива. Поэтому в процессе постижения народной музыки нужно понимать, что смысл аранжировки и обработки песни состоит прежде всего в подготовке ее нотаций для исполнения конкретным певческим коллективом.

Речь идет об уменьшении или увеличении количества голосов, об их регистровом смещении, о смене их качества (женские — мужские — детские), о логичном сокращении или увеличении поэтического текста. Необходимо определить целесообразность переложения конкретной песни на определенный состав, учитывая, с одной стороны, ее жанровую принадлежность и поэтическое содержание, а с другой стороны — потребность в произведениях данного характера для репертуара и построения концертной программы коллектива.

По мнению многих исследователей, создание обработок и аранжировок, как и любого музыкального произведения, требует непременного учета законов восприятия, являющихся важным фактором воспитания творчески настроенного слушателя. Понятия «аранжировка» и «обработка» нуждаются в разъяснении.

Аранжировкой (от французского слова arranger или немецкого arrangieren — «приводить в порядок, устраивать») называют переложение произведения, приспособление его к исполнению на другом инструменте или другим голосом.

В «Музыкальной энциклопедии» обработка трактуется как обобщающее понятие, вбирающее в себя переложение, аранжировку, транскрипцию, «всякое видоизменение нотного текста музыкального произведения, преследующее определенные цели. Например, приспособление произведения для исполнения любителями музыки, не обладающими высокой техникой, для использования в учебно-педагогической практике, для исполнения другим составом исполнителей, модернизация произведения и т.п.».

Для Цитирования:
Методика аранжировки песенного фольклора и его воплощение на сцене. Дом культуры. 2021;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала