По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 625.143.3:624.024

Методика анализа одиночных геометрических неровностей рельсов

Шилер В. В. канд. техн. наук, доцент, кафедра подвижного состава электрических железных дорог, кафедра начертательной геометрии и инженерной графики, Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС) 644046, г. Омск, пр. Маркса, д. 35;
Шилер А. В. канд. техн. наук, доцент, кафедра автоматики и систем управления, кафедра начертательной геометрии и инженерной графики, Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС) 644046, г. Омск, пр. Маркса, д. 35
Белоглазова Н. А. канд. техн. наук, доцент, кафедра начертательной геометрии и инженерной графики, Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС) 644046, г. Омск, пр. Маркса, д. 35;

Разработана методика относительной оценки динамических свойств одиночных неровностей относительно критических параметров неровности, установленных правилами эксплуатации верхнего строения пути.

Литература:

1. Инструкция по текущему содержанию железнодорожного пути с изменениями и дополнениями в соответствии с Указанием МПС России №С-950 от 30.05.2000 г. (23456789)ЦП-774.

2. Кулагин М.И., Лесовицкий Н.Н., Науменко Д.С. Волнообразный износ рельсов. — М.: Изд-во Министерства коммунального хозяйства РСФСР, 1963. — 178 с.

3. Балух Х. Диагностика верхнего строения пути. - М.: Транспорт, 1981. — 414 с.

4. Вериго М. Ф., Коган А. Я. Взаимодействие пути и подвижного состава. — М.: Транспорт, 1986. — 559 с.

5. Лазарян В. А., Данович В. Д., Манашкин Л. А. Вынужденные колебания вагонов при движении по периодическим неровностям пути // Тр. ДИИТ, 1969.  — Вып. 99. — С. 26-31.

6. Харрис У. Дж., Захаров С. М., Ландгрен Дж., Турне Х., Эберсен В. Обобщение передового опыта тяжеловесного движения: вопросы взаимодействия колеса и рельса: Пер. с англ. — М.: Интекст, 2002. — 408 с.

Согласно статистическим данным, поездная нагрузка (по пропуску тоннажа), выдерживаемая рельсом в течение срока его службы до снятия с пути, варьируется от 100 млн до 2,5 млрд т брутто [6]. Причинами аварий и такого широкого диапазона (25-кратный) в ресурсе рельсов, как правило, является неудовлетворительная динамика системы «подвижной состав-пути».

Анализ показывает, что максимальные величины динамических добавок давления колеса на рельс, возникающие при движении подвижного состава, создаются на 90-99 % за счет неровностей в пути, за счет групповых неровностей на колесе  — 1-4 %, от изолированных неровностей на колесе  — 0,2-1,5 % [2-5]. Волнообразный износ на отдельных участках поражает до 10-30 % рельсов от общей протяженности рельсовых путей. По своей форме волнообразный износ разделяют на два характерных вида: короткие волны от 0,03 до 0,08 м, отличающиеся наличием светлых горбов в чередовании с темными впадинами (рифли), и с волнами длиной от 0,2 до 2 м. Многочисленными измерениями, приведенными во ВНИИЖТе [4], установлено, что наибольшее количество неровностей имеет длину до 1,2 м, а уклон - от 0,3 до 13 0/00. Кроме неровностей, на работу системы «колесо-рельс» в разной степени оказывают влияние более 60 факторов. Для практических целей исследования взаимодействия колесной пары и верхнего строения пути, как показывает анализ работ [1-6], достаточно учета двух видов непрерывных отступлений: динамических и геометрических (волнообразный износ) неровностей пути.

В ОмГУПСе разработан и изготовлен путеизмерительный комплекс, предназначенный для одновременной регистрации с повышенной точностью восьми геометрических параметров рельсовой колеи: волнообразный износ и горизонтальные неровности обеих рельсовых нитей, ширина колеи, возвышение по уровню, межшпальное расстояние и зазор между шпалой и подошвой рельса, и боковой износ головки рельса. По результатам измерений рельсовой колеи выполнен статистический анализ и определены законы распределения амплитуд всех видов геометрических неровностей. Установлено, что амплитуды волнообразного износа имеют логнормальный закон распределения, который формируется при действии большого числа взаимно независимых факторов [3, 6]. При этом случайный прирост пропорционален уже достигнутому к этому моменту значению амплитуды волны (т.е. интенсивность образования неровностей нарастает с увеличением их амплитуд). Все остальные виды неровностей имеют нормальный закон распределения амплитуд.

Для Цитирования:
Шилер В. В., Шилер А. В., Белоглазова Н. А., Методика анализа одиночных геометрических неровностей рельсов. Современные методы технической диагностики и неразрушающего контроля деталей и узлов. 2018;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: