По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339.5.053.7 DOI:10.33920/vne-04-2104-03

Методический подход к исследованию дифференциации цен на товары в международной торговле

Микаил Бекзадаевич Худжатов канд. экон. наук, доцент кафедры таможенного дела ФГАОУВО «Российский университет дружбы народов». 117198, г. Россия, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6, ORCID: 0000-0001-6683-3206, E-mail: mikailkhudzhatov@mail.ru
Валентин Юрьевич Вахрушев канд. экон. наук, доцент кафедры таможенного дела ФГАОУВО «Российский университет дружбы народов». 117198, Россия, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6, ORCID: 0000-0002-2695-7463, E-mail: Vakhrushev-vyu@rudn.ru

Международная торговля товарами является одним из важнейших инструментов развития мировой экономики. Международная торговля обеспечивает потребности стран мира в различных товарах, производство которых отсутствует в данной стране либо не удовлетворяет в полном объеме внутренний спрос. Практически все страны заинтересованы в развитии международной торговли товарами. С одной стороны, за счет международной торговли страны обеспечивают внутренние потребности. С другой стороны, товарные поставки на международные рынки способствуют притоку валютной выручки в страну, налаживанию международных экономических отношений и в целом могут обеспечивать экономический рост. В то же время чрезмерный импорт товаров может создавать потенциальные угрозы экономической безопасности государства. Импорт товаров усиливает конкуренцию на внутреннем рынке страны с аналогичными товарами национального производства. В данном контексте речь идет, как правило, о ценовой конкуренции. Цена импортных товаров может быть на порядок ниже цен на отечественные товары, что обусловлено как экономическими факторами, так и факторами неэкономического характера. Как правило, на импортные товары устанавливается не единая цена, а целая система изменения цен в зависимости от одних и тех же рыночных условий. Эта система цен учитывает как возможные различия в ассортименте, модификации продукта, так и во внешних условиях продажи (например, географические различия в затратах и спросе), интенсивность спроса в разных сегментах рынка, разное время реализации продукта и т. д. Вопрос модификации цен встает перед предпринимателем тогда, когда необходимо решить, какие цены следует устанавливать для потребителей, находящихся в различных географических регионах той или иной страны. В связи с этим страны мира анализируют ценовую информацию об иностранных товарах в целях определения причин дифференциации цен на товары в международной торговле. В статье рассматривается методический подход к исследованию дифференциации цен на товары в международной торговле, основанный на применении многофакторного дисперсионного анализа. Предлагаемый в статье методический подход направлен на выявление факторов, оказывающих сильное влияние на дифференциацию цен на товары в международной торговле. Определение таких факторов позволяет принимать оптимальные решения в рамках контроля стоимости импортных товаров.

Литература:

1. International trade statistics [Электронныйресурс]. — URL: https://data.wto.org/ (дата обращения: 21.03.2021).

2. Мировая торговля сократилась в 2020 году. ФИНМАРКЕТ [Электронный ресурс]. — URL: http://www.fi nmarket.ru/news/5384947 (дата обращения: 21.03.2021).

3. Худжатов М. Б. Анализ динамики внешней торговли Российской Федерации в условиях пандемии COVID-19 // Маркетинг и логистика. — 2021. — № 1 (33). — С. 73–81.

4. Таможенная статистика [Электронный ресурс]. — URL: https://customs.gov.ru/ statistic (дата обращения: 21.03.2021).

5. Худжатов М. Б., Кайдаш К. О. Совершенствование порядка подтверждения таможенной стоимости товаров // Маркетинг и логистика. — 2019. — № 3 (23). — С. 100–108.

6. Пак А. Ю. Внешнеторговая безопасность и система ее обеспечения как особенный элемент экономической безопасности государства // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. — 2020. — Т. 28. — № 3. — С. 59–607.

7. Кудрявцев О. Е., Сеничев В. А. Возможности применения перспективных информационных технологий в таможенной сфере // Вестник Российской таможенной академии. — 2019. — № 4. — С. 120–126.

8. Худжатов М. Б. Исследование дифференциации внешнеторговых цен с применением дисперсионного анализа // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. — 2017. — Т. 25. — № 1. — С. 91–101.

9. Беляева Е. Н. Продовольственный сегмент внешней торговли ЮФО: основные тенденции развития в 2018–2019 гг. // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. — 2020. — № 2 (39). — С. 30–35.

10. Макарова Н. А., Мериора Э. П., Хемей Е. А. Анализ вариации внешнеторговых цен на основе данных таможенной статистики // Вестник современных исследований. — 2018. — № 12.14 (27). — С. 92–95.

11. Красильников Д. Е. Алгоритм вычисления коэффициента выборочной детерминации в MS-Excel // Труды НГТУ им. Р. Е. Алексеева. — 2016. — № 3 (114). — С. 20–30.

12. Подлепа В. А. Использование элементов дисперсионного анализа в интересах сегментации потребителей рынка товаров и услуг // Маркетинг MBA. Маркетинговое управление предприятием. — 2016. — Т. 7. — № 1. — С. 124–131.

1. International trade statistics. — Available at: https://data.wto.org/ (accessed: 21.03.2021).

2. Worldtradedeclinedin 2020. FINMARCET. — Available at: http://www.fi nmarket.ru/ news/5384947 (accessed: 21.03.2021) (in Russian).

3. Khudzhatov M. B. Analiz dinamiki vneshnei torgovli Rossiiskoi Federatsii v usloviiakh pandemii COVID-19 [Analysis of the dynamics of foreign trade of the Russian Federation in the context of the COVID-19 pandemic]. Marketing i logistika [Marketing and Logistics]. 2021, № 1 (33), рp. 73–81 (in Russian).

4. Customs statistics. — Available at: https://customs.gov.ru/statistic (accessed: 21.03.2021).

5. Khudzhatov M. B., Kaidash K. O. Sovershenstvovanie poriadka podtverzhdeniia tamozhennoi stoimosti tovarov [Improving the procedure for confi rming the customs value of goods]. Marketing i logistika [Marketing and Logistics]. 2019, № 3 (23), рp. 100–108 (in Russian).

6. Pak A. Iu. Vneshnetorgovaia bezopasnost’ i sistema ee obespecheniia kak osobennyi element ekonomicheskoi bezopasnosti gosudarstva [Foreign trade security and the system of its provision as a special element of the economic security of the state]. Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriia: Ekonomika [Bulletin of the Peoples’ Friendship University of Russia. Series: Economics]. 2020м Vol. 28, № 3, рp. 597–607 (in Russian).

7. Kudriavtsev O. E., Senichev V. A. Vozmozhnosti primeneniia perspektivnykh informatsionnykh tekhnologii v tamozhennoi sfere [Opportunities for the application of advanced information technologies in the customs sphere]. Vestnik Rossiiskoi tamozhennoi akademii [Bulletin of the Russian Customs Academy]. 2019, № 4, рp. 120–126 (in Russian).

8. Khudzhatov M. B. Issledovanie diff erentsiatsii vneshnetorgovykh tsen s primeneniem dispersionnogo analiza [Research of diff erentiation of foreign trade prices using analysis of variance]. Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriia: Ekonomika [Bulletin of the Peoples’ Friendship University of Russia. Series: Economics]. 2017, Vol. 25, № 1, рp. 91–101 (in Russian).

9. Beliaeva E. N. Prodovol’stvennyi segment vneshnei torgovli IuFO: osnovnye tendentsii razvitiia v 2018–2019 gg [Food Segment of Foreign Trade of the Southern Federal District: Main Development Trends in 2018–2019]. Akademicheskii vestnik Rostovskogo fi liala Rossiiskoi tamozhennoi akademii [Academic Bulletin of the Rostov Branch of the Russian Customs Academy]. 2020, № 2 (39), рp. 30–35 (in Russian).

10. Mak.arova N. A., Meriora E. P., Khemei E. A. Analiz variatsii vneshnetorgovykh tsen na osnove dannykh tamozhennoi statistiki [Analysis of variations in foreign trade prices based on customs statistics].Vestnik sovremennykh issledovanii [Bulletin of Contemporary Research]. 2018, № 12.14 (27), рp. 92–95 (in Russian).

11. Krasil’nikov D. E. Algoritm vychisleniia koeffi tsienta vyborochnoi determinatsii v MSExcel [Algorithm for calculating the coeffi cient of sample determination in MS-Excel]. Trudy NGTU im. R. E. Alekseeva [Proceedings of NSTU im. R. E. Alekseeva]. 2016, № 3 (114), рp. 20–30 (in Russian).

12. Podlepa V. A. Ispol’zovanie elementov dispersionnogo analiza v interesakh segmentatsii potrebitelei rynka tovarov i uslug [Using the elements of analysis of variance in the interests of segmentation of consumers of the market for goods and services]. Marketing MBA. Marketingovoe upravlenie predpriiatiem [Marketing MBA. Enterprise marketing management]. 2016. Vol. 7, № 1, рp. 124–131 (in Russian).

В период с 2015 по 2019 г. международная торговля товарами демонстрировала устойчивое развитие. Мировой товарооборот в 2019 г. немного не дотянул до отметки 19 трлн долл. США. Хотя по сравнению с 2018 г. мировой товарооборот в 2019 г. показал снижение на 3 %, по сравнению с 2015 г. мировой товарооборот увеличился на 14 % за 5 лет, т. е. средний темп роста составил 3 % ежегодно (рис. 1).

Вместе с тем пандемия COVID-19 нанесла значительный урон международной торговле товарами в 2020 г. По оценкам Экономической и социальной комиссии ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО), в 2020 г. мировая торговля в целом сократилась на 14,5 % [2].

Российская Федерация является заметным участником международной торговли товарами, доля РФ в мировом товарообороте составляет около 2,2 %. При этом доля РФ в международной торговле нефтью и нефтепродуктами составляет около 9,5 %, а продукцией сталелитейной промышленности — около 4,5 %.

В целом внешняя торговля является одним из важнейших направлений развития экономики РФ. Российская Федерация стабильно имеет положительное сальдо торгового баланса, т. е. экспорт превышает импорт в стоимостном выражении [3].

Отметим, что Российская Федерация является не только крупным экспортером товаров на международные рынки, но также и заметным импортером товаров на внутренний рынок. Так, в 2020 г. на территорию РФ было импортировано товаров общей стоимостью 233,7 млрд долл. США, что на 5,7 % меньше по сравнению с импортом 2019 г. Если в товарной структуре экспорта преобладают минеральные продукты (55 %), то в товарной структуре импорта — машины, оборудование и транспортные средства (48 %) [4].

В связи с тем что Российская Федерация зависит от импорта товаров с высокой добавленной стоимостью, особое внимание уделяется стоимостным показателям иностранных товаров. В РФ контроль стоимости импортных товаров находится в компетенции таможенных органов. Таможенные органы РФ осуществляют ведение статистики внешней торговли товарами, анализ которой может помочь с выявлением причин дифференциации цен на товары в международной торговле [5].

Для Цитирования:
Микаил Бекзадаевич Худжатов, Валентин Юрьевич Вахрушев, Методический подход к исследованию дифференциации цен на товары в международной торговле. Международная экономика. 2021;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: