По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 658.518.3

Методические подходы к снижению вероятности производственного травматизма на предприятии

Рогинин Д. С. руководитель службы по охране труда, ГК «Серконс», Москва, E-mail: KusachevaOA@serconsrus.com

В статье рассмотрены основы обеспечения безопасности сотрудников предприятия и предотвращения производственного травматизма. Для того, чтобы снизить количество производственных травм и заболеваний на предприятии, работодателю стоит переходить от политики реагирования на происшествия к созданию таких условий, при которых уровень заболеваемости и травматизма на производстве будет снижаться. Как работодатель может влиять на снижение уровня производственного травматизма на предприятии, какие документы нужно оформить, чему обучить своих сотрудников — об этом рассказывает автор статьи.

Введение

По открытым данным, публикуемым Росстатом, можно отметить что количество несчастных случаев на производстве в нашей стране снижается. В 2021 году зарегистрировано 21,6 тыс. несчастных случаев, из которых со смертельным исходом было 1,21 тыс.

Статистика за 2022 г. выглядит следующим образом:

Всего: 20,3 тыс. чел.

Мужчин: 14,4 тыс. чел.

Женщин: 5,9 тыс. чел.

Со смертельным исходом:

Всего: 1,07 тыс. чел.

Мужчин: 1,00 тыс. чел.

Женщин: 0,07 тыс. чел.

Несомненно, это снижение уровня производственного травматизма связано с тем, что законодательство в области охраны труда активно меняется: какие-то требования становятся более жесткими, какие-то, наоборот, позволяют облегчить жизнь бизнесу.

Но тем не менее, если эти требования не будут обеспечиваться каждым работодателем, тенденция на снижение производственного травматизма начнет замедляться.

Основная часть

Снижение уровня производственного травматизма на предприятии

Что необходимо сделать работодателю, чтобы снизить вероятность производственных травм в своей компании? Самый первый и важный момент — обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда (СУОТ). Создание СУОТ начинается на бумаге с разработки Положения о ней. Основные (базовые) процедуры СУОТ — это специальная оценка условий труда (СОУТ) и оценка профессиональных рисков (ОПР). По их результатам в организации и выстраивается СУОТ, т. е. разрабатываются документы и организуются мероприятия.

Пример

Для, того, чтобы правильно разработать инструкции по охране труда, необходимо получить результаты СОУТ и ОПР, без которых нельзя написать полноценную инструкцию.

Для того, чтобы подобрать СИЗы (средства индивидуальной защиты), нужно учитывать результаты ОПР. Без них составить нормы полноценно не получится.

Как провести оценку профессиональных рисков?

Пошаговый алгоритм проведения ОПР на предприятиях любой формы собственности.

Шаг 1. Создать комиссию для проведения ОПР. Возглавляет ее руководитель организации. Также в нее должны войти руководители подразделений, главный инженер, СОТ. Желательно, чтобы в состав входили руководители тех структурных подразделений, в которых будут оцениваться риски. Создание комиссии по оценке рисков необходимо оформить соответствующим приказом.

Шаг 2. Разработать и издать Положение об оценке и управлении рисками, где будет описана процедура идентификации, оценки и управления рисками. Оформить приказом. Всех работников надо уведомить о том, что проводится ОПР.

Шаг 3. Идентифицировать источники опасностей и риски, связанные с этими опасностями, на рабочих местах. Все риски, выявленные в результате идентификации путем осмотра, опроса работников и руководителей подразделений, а также при изучении локальных нормативных актов организации, свести в единый перечень. Оформить Реестром опасных факторов.

Шаг 4. Оценить уровень риска. Методики определения уровня риска рекомендованы Минтрудом России (приказ от 28.12.2021 г. №926). Работодатель вправе пользоваться любым методом из предложенных или разработать собственный. При оценке профессиональных рисков для разных операций или процессов допустимо использовать комбинированные методы (существует не менее 70 различных подходов). Для разработки собственной методики можно пользоваться нормативными актами, перечисленными в Приложении к данному алгоритму.

Шаг 5. Составить карты ОПР по должностям. Оформить отдельным документом на каждую должность. Работников ознакомить с ними под роспись.

Шаг 6. Составить Перечень мер по исключению, снижению или контролю уровней рисков. Риски следует разделить на приемлемые, допустимые и неприемлемые в соответствии с выбранным методом ОПР. По рискам с высоким уровнем (неприемлемые) необходимо составить План мероприятий с указанием сроков его реализации. В этом документе должны быть отражены следующие моменты:

— опасность;

— мероприятия по снижению уровня данного риска;

— сроки выполнения каждого мероприятия;

— ответственные исполнители.

Шаг 7. Ознакомить работников с их картами оценки профессиональных рисков под роспись (ст. 214 ТК РФ).

Регулярность проведения ОПР не установлена законодательством. Каждый работодатель устанавливает свой период в зависимости от особенностей работы предприятия и рисков, присутствующих на нем.

Процессы, обеспечивающие допуск работника к самостоятельной работе

Следующая часть СУОТ — это процессы, направленные на обеспечение допуска работника к самостоятельной работе. Обеспечить их — обязанность работодателя (должны быть разработаны документы, назначены ответственные за эти процессы сотрудники, выделен бюджет на сами мероприятия).

К этим процессам относятся:

— проведение медицинских осмотров и освидетельствований работников;

— проведение обучения работников;

— обеспечение работников средствами индивидуальной защиты.

Указанные мероприятия позволят оценить профпригодность работника с учетом воздействия на него различных факторов и опасностей, научить правильно выполнять работу с точки зрения ОТ и обеспечить защиту работника от травмирующих факторов и загрязнений.

Также существуют еще несколько групп процессов:

Процессы, направленные на обеспечение безопасной производственной среды — это обеспечение безопасности работников при эксплуатации зданий и сооружений; при эксплуатации оборудования; при осуществлении технологических процессов; при эксплуатации применяемых инструментов; при применении сырья и материалов; обеспечение безопасности работников подрядных организаций.

Основные и сопутствующие процессы по охране труда:

— планирование мероприятий по охране труда;

— выполнение мероприятий по охране труда;

— контроль планирования и выполнения мероприятий по охране труда, анализ по результатам контроля;

— формирование корректирующих действий по совершенствованию функционирования СУОТ;

— управление документами СУОТ;

— информирование работников и взаимодействие с ними;

— распределение обязанностей для обеспечения функционирования СУОТ;

— санитарно-бытовое обеспечение работников;

— выдача работникам молока или других равноценных пищевых продуктов;

— обеспечение работников лечебнопрофилактическим питанием;

— обеспечение соответствующих режимов труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

— обеспечение социального страхования работников;

— взаимодействие с государственными надзорными органами, органами исполнительной власти и профсоюзного контроля

Процессы реагирования на ситуации:

— реагирование на аварийные ситуации;

— реагирование на несчастные случаи;

— реагирование на профессиональные заболевания.

Первые 2 группы процессов направлены на предупреждение несчастных случаев, а последняя группа — на смягчение тяжести последствий несчастного случая.

Заключение

Тем самым, внедрение СУОТ и обеспечение ее функционирования, позволят работодателю обеспечить исключение и (или) минимизацию профессиональных рисков в области охраны труда и управления указанными рисками (выявления опасностей, оценки уровней и снижения уровней профессиональных рисков). Эти риски находятся под управлением работодателя (руководителя организации), с учетом потребностей и ожиданий работников организации, а также других заинтересованных сторон.