По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 336.146, 08.00.10

Методические подходы к проведению финансового аудита деятельности государственного унитарного предприятия

Бергаль Елена Викторовна канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры экономического анализа, статистики и финансов, ФГОБУ ВО «Кубанский государственный университет» Россия, Краснодар, ул. Ставропольская, д. 149, ID: 0000–0001–8790–9775, e-mail: bergall@bk.ru

В статье рассматриваются методические подходы к проведению финансового аудита деятельности государственного унитарного предприятия органами внешнего государственного финансового контроля. В качестве предмета финансового аудита рассматриваются соблюдение законодательства в процессе выполнения плана финансово-хозяйственной деятельности предприятия, эффективность распоряжения, использования государственной собственности, закрепленной на праве хозяйственного ведения. Анализируется перечень типовых нарушений в разрезе вопросов проверки и их квалификации.

Литература:

1. Бакаева, О.Ю., Покачалова, Е.В. Мониторинг и аудит как инструмент достижения баланса частных и публичных интересов в налоговых и таможенных правоотношениях // Вестник Пермского университета. Юридические науки. — 2018. — № 42. — С. 616–643.

2. Бергаль, Е.В. Внешний и внутренний финансовый контроль в системе государственного контроля: региональный аспект // Государственный аудит. Право. Экономика. — 2016. — № 3. — С. 7–14.

3. Воронин, Ю.М. Государственный финансовый контроль: вопросы теории и практики. — Москва: Финансовый контроль, 2005. — 431 с. — URL: http://viperson.ru/ articles/yu-m-voronin-gosudarstvennyy-finansovyy-kontrol-voprosy-teorii-i-praktiki.

4. Демидов, М.В. Бюджетный контроль как составная часть государственного (муниципального) финансового контроля // Вестник Российского университета кооперации. — 2018. — № 1 (31). — С. 113–116.

5. Демина, И.Д., Домбровская, Е.Н. Развитие концепции внешнего и внутреннего контроля в компаниях с государственным участием и государственных корпорациях // Аудит. — 2018. — № 2. — С. 9–16.

6. Дроздов, В.Е. Направления совершенствования внешнего государственного контроля и аудита // Микроэкономика. — 2018. — № 2. — С. 22–27.

7. Кеворкова, Ж.А., Бубнова, М.Э. Налоговая экспертиза как метод государственного аудита // Экономика и управление: проблемы, решения. — 2018. — Т. 6, № 5. — С. 152–155.

8. Кошель, Д.Е. Понятие финансового контроля и вопросы систематизации законодательства // Вестник Омского университета. Серия «Право». — 2019. — Т. 16, № 1. — С. 51–56.

9. Крохина, Ю.А. Государственный аудит как результат интеграции юридического и экономического образования // Публичные финансы в ХХI веке. Сборник научных статей / под ред. А.Д. Селюкова и В.А. Слепова. — 2017. — С. 95–102.

10. Саунин, А.Н. Аудит эффективности использования государственных средств: Учебное пособие. — Москва: Изд-во Московского университета, 2015. — 336 с.; Аудит эффективности государственного сектора экономики. Курс лекций. — 2-е изд., доп. — Москва: Триада Лтд., 2006. — 304 с.

11. Саунин, А.Н. О проблеме стандартизации государственного аудита в России // Вестник Московского университета. Серия 26: Государственный аудит. — 2018. — № 3. — С. 6–18.

12. Степашин, С.В. Государственный аудит системы обеспечения региональной экономической безопасности // Вестник АКСОР. — 2013. — № 3 (27). — С. 8–11.

13. Степашин, С.В. Проблемы становления и развития правовых основ государственного аудита в РФ // Вестник Московского университета. Серия 26: Государственный аудит. — 2013. — № 1. — С. 3–14.

Статья поступила 01.07.2019

Институт государственного аудита представляет собой конституционно установленную систему внешнего независимого контроля от имени общества за деятельностью органов государственной̆ власти по управлению национальными ресурсами страны, включая управление предприятиями государственного сектора экономики. Финансовый аудит является разновидностью государственного финансового контроля, осуществляемого уполномоченными органами, и предполагает документальные проверки достоверности финансовых операций, бюджетного учета, бюджетной отчетности, целевого использования федеральных (региональных) ресурсов и иной деятельности объектов аудита.

Теоретическая база исследования методических подходов к проведению финансового аудита деятельности государственного унитарного предприятия сформирована на основе научных публикаций ведущих российских экономистов, специалистов в области финансового контроля: О.Ю. Бакаева, Ю.М. Воронина, М.В. Демидова, И.Д. Деминой, В. Е. Дроздова, Ж.А. Кеворковой, М.Э. Бубнова, Д. Е. Кошель, Ю.А. Крохиной, С.В. Степашина, А.Н. Саунина и др. [1–13].

Эмпирическую основу исследования составили отчеты о результатах контрольных мероприятий, проведенных Счетной палатой РФ (контрольно-счетными палатами субъектов Федерации), размещенные на портале государственного и муниципального финансового аудита1 , а также методические документы, которыми руководствуются специалисты Счетной палаты РФ в ходе проведения финансового аудита: Общие правила проведения контрольного мероприятия2 , Стандарт проведения финансового аудита3 , Классификатор нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля).

Объекты финансового аудита — государственные унитарные предприятия. Это коммерческие организации, созданные уполномоченным федеральным (региональным) органом исполнительной власти и наделенные государственным движимым, недвижимым имуществом на праве хозяйственного ведения. Унитарные предприятия владеют, пользуются и распоряжаются имуществом в пределах, определяемых Гражданским кодексом РФ и другими нормативными правовыми актами.

Для Цитирования:
Бергаль Елена Викторовна, Методические подходы к проведению финансового аудита деятельности государственного унитарного предприятия. Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2019;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: