По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.26

Методические подходы и практические решения по управлению качеством медицинской помощи

Артемьева Галина Борисовна доктор медицинских наук, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения, организации сестринского дела с курсом социальной гигиены и организации здравоохранения ФДПО Рязанского государственного медицинского университета им. акад. И.П. Павлова.

Обеспечение качества медицинской помощи — одна из наиболее важных и сложно решаемых проблем здравоохранения, актуальность которой сохраняется на протяжении не одного десятилетия. Несмотря на то, что в российском здравоохранении достигнуты определенные результаты в направлениях, связанных с контролем качества медицинской помощи, стандартизацией, созданием государственных разрешительных систем на осуществление медицинской деятельности, вопросы улучшения качества медицинской помощи остаются дискуссионными из-за отсутствия единого подхода к управлению качеством. В статье рассмотрен опыт других стран по реализации национальных систем управления качеством медицинской помощи и его апробация в некоторых российских регионах.

В нашей стране давно возникла необходимость в разработке единой концепции качества медицинской помощи. В этой связи заслуживает внимания методология управления качеством, успешно используемая в других странах, адаптированная и апробированная на отдельных российских территориях.

Вместе с уже имеющимся значительным интересом к вопросам качества медицинской помощи этот аспект совершенствования здравоохранения России остается для большинства медицинских работников новым и не совсем ясным. К тому же, проблема обеспечения качества медицинской помощи не стала в полной мере проблемой федерального уровня, стандартизация в здравоохранении проводится не столь активно, как этого требует целенаправленное совершенствование системы, лицензирование и аккредитация не гарантируют обеспечения адекватного качества медицинских услуг. Все это свидетельствует о необходимости разработки и внедрения механизмов постоянного улучшения качества медицинской помощи.

Значимость проблемы обеспечения качества привела к тому, что в 1986 г. было организовано Международное общество по обеспечению качества в здравоохранении с центром в Австралии, а на 38-й сессии Европейского регионального комитета ВОЗ обсуждался вопрос обеспечения качества работы службы здравоохранения в странах Европы.

Вопросы качества занимают важное место в Европейской политике здоровья Всемирной Организации Здравоохранения. В 1991 г. Европейским бюро Всемирной Организации Здравоохранения была сформулирована задача по достижению здоровья для всех: «К 2000 г. все государства-члены должны иметь соответствующие структуры и механизмы для обеспечения непрерывного повышения качества медико-санитарной помощи и совершенствования соответствующего развития и использования технологии здравоохранения». Среди стран, имеющих наибольшие достижения в этой области, следует выделить США, Нидерланды, Великобританию, Испанию, Канаду, Японию и др.

Зарубежные авторы всесторонне освещают методы обеспечения качества, но они достаточно специфичны и не могут быть автоматически перенесены в практику отечественного здравоохранения, хотя изучение зарубежного опыта, безусловно, принесет определенную пользу для разработки концептуальных подходов к обеспечению качества медицинской помощи в России.

Для Цитирования:
Артемьева Галина Борисовна, Методические подходы и практические решения по управлению качеством медицинской помощи. Экономист лечебного учреждения. 2016;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: