По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.46 DOI:10.33920/med-17-2011-07

Методические особенности расчета подушевого финансирования в здравоохранении России

Соболев Константин Эдуардович канд. мед. наук, главный врач, ГБУЗ МО «Красногорская городская больница № 1», Россия, 143403, г. Красногорск, ул. Карбышева, д. 4, E-mail: cob-kos@live.ru, ORCID: 0000–0003–4025–5772
Жукова Анна Эрнестовна ассистент кафедры медицины катастроф МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского, Россия, 129110, Москва, ул. Щепкина, д. 61/2, корп. 1, E-mail: most-c@bk.ru
Пирогов Михаил Васильевич д-р экон. наук, профессор кафедры ИТУС ГБОУ «МГОТУ», Россия, 141074, г. Королев, ул. Пионерская, д. 8, E-mail: pirogov.57@mail.ru, ORCID: 0000–0002–7570–2491

В статье предложены и обоснованы основные методологические подходы по формированию подушевых нормативов финансирования для медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь населению. Основой данной методологии являются оценка объективного спроса населения на медицинскую помощь и определение стоимостной характеристики данной помощи с использованием групп заболеваний. Для повышения эффективности фондодержания при подушевом финансировании предложена методика оценки клинических и финансовых рисков для разных групп болезней.

Литература:

1. Постановление Правительства РФ от 07.12.2019 № 1610 «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов».

2. Приказ Минздрава России от 28.02.2019 № 108н «Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования» (зарегистрирован в Минюсте России 17.05.2019 № 54643).

3. Приказ ФОМС от 21.11.2018 № 247 «Об установлении Требований к структуре и содержанию тарифного соглашения».

4. Совместное письмо Министерства здравоохранения РФ от 12.12.2019 № 11-7/И/2-11779 и Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 12.12.2019 № 17033/26-2/и «Методические рекомендации по способам оплаты медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования на 2020 год».

1. A resolution of the Government of the Russian Federation dated 07.12.2019 No. 1610 «On the program of state guarantees of free medical care for citizens for 2020 and for the planned period of 2021 and 2022».

2. Order of the Russian Ministry of Health dated 28.02.2019 No 108n «On the approval of the Rules of Compulsory Health Insurance» (Registered in the Ministry of Justice of Russia on May 17, 2019 N 54643).

3. FOMS Order of 21.11.2018 No. 247 «On the establishment of requirements for the structure and content of the tariff agreement».

4. Joint letter of the Ministry of Health of the Russian Federation dated 12.12.2019 No. 11-7/I/2-11779 and the Federal Fund for Compulsory Health Insurance of 12.12.2019. No 17033/26-2/ and «Methodical recommendations on how to pay for health care with compulsory health insurance for 2020».

Подушевые способы финансирования, широко применяемые в здравоохранении многих стран, предназначены для включения экономических способов стимулирования, направленных на заинтересованность провайдера (врача) медицинских услуг в повышении доли относительно здоровых людей, включенных в круг его профессиональной ответственности.

Данный способ финансирования в рамках любой организационно-экономической модели здравоохранения, построенной на преимущественном использовании общественных финансовых ресурсов, на практике делает известный тезис о том, что болезнь легче предупредить, чем лечить, стратегией развития национальной системы здравоохранения.

Цель исследования: рассмотреть возможность формирования подушевых нормативов для финансирования первичной медико-санитарной помощи на основе оценки спроса населения на медицинские услуги с учетом стоимости ресурсов здравоохранения.

Задачи исследования: предложить и обосновать новые методические подходы по анализу объективного спроса населения на медицинские услуги; предложить порядок оценки клинических и финансовых рисков при формировании норматива для фондодержания.

Изучены нормативные акты, а также научные труды отечественных организаторов здравоохранения и экономистов по оценке эффективности планирования медицинской помощи и ее оплаты в системе ОМС. Проведен частотный анализ медицинской помощи, оказанной жителям Московской области в 2019 году по основным заболеваниям, входящим в классы болезней по МКБ-10.

Как правило, проспективные методы оплаты, к которым относится и подушевое финансирование, широко внедряются в практику организационно-экономических отношений в здравоохранении в конце XX и начале XXI века и являются ключевым элементом реформирования национальных систем здравоохранения. Россия не является исключением, и в этой связи первичная медико-санитарная помощь в рамках действующего законодательства является основой системы здравоохранения.

Отечественное здравоохранение достаточно давно, еще с конца 1980-х годов, было ориентировано на подушевое финансирование в рамках нового хозяйственного механизма. К сожалению, использование данного способа оплаты амбулаторной помощи в разное время в различных регионах России не привело к образованию национальной подушной формулы, применение которой в масштабах всего здравоохранения позволило бы говорить о полученном экономическом эффекте и о реальной смене приоритетов в финансировании догоспитальной медицинской помощи.

Для Цитирования:
Соболев Константин Эдуардович, Жукова Анна Эрнестовна, Пирогов Михаил Васильевич, Методические особенности расчета подушевого финансирования в здравоохранении России. Бухучет в здравоохранении. 2020;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: