Подушевые способы финансирования, широко применяемые в здравоохранении многих стран, предназначены для включения экономических способов стимулирования, направленных на заинтересованность провайдера (врача) медицинских услуг в повышении доли относительно здоровых людей, включенных в круг его профессиональной ответственности.
Данный способ финансирования в рамках любой организационно-экономической модели здравоохранения, построенной на преимущественном использовании общественных финансовых ресурсов, на практике делает известный тезис о том, что болезнь легче предупредить, чем лечить, стратегией развития национальной системы здравоохранения.
Цель исследования: рассмотреть возможность формирования подушевых нормативов для финансирования первичной медико-санитарной помощи на основе оценки спроса населения на медицинские услуги с учетом стоимости ресурсов здравоохранения.
Задачи исследования: предложить и обосновать новые методические подходы по анализу объективного спроса населения на медицинские услуги; предложить порядок оценки клинических и финансовых рисков при формировании норматива для фондодержания.
Изучены нормативные акты, а также научные труды отечественных организаторов здравоохранения и экономистов по оценке эффективности планирования медицинской помощи и ее оплаты в системе ОМС. Проведен частотный анализ медицинской помощи, оказанной жителям Московской области в 2019 году по основным заболеваниям, входящим в классы болезней по МКБ-10.
Как правило, проспективные методы оплаты, к которым относится и подушевое финансирование, широко внедряются в практику организационно-экономических отношений в здравоохранении в конце XX и начале XXI века и являются ключевым элементом реформирования национальных систем здравоохранения. Россия не является исключением, и в этой связи первичная медико-санитарная помощь в рамках действующего законодательства является основой системы здравоохранения.
Отечественное здравоохранение достаточно давно, еще с конца 1980-х годов, было ориентировано на подушевое финансирование в рамках нового хозяйственного механизма. К сожалению, использование данного способа оплаты амбулаторной помощи в разное время в различных регионах России не привело к образованию национальной подушной формулы, применение которой в масштабах всего здравоохранения позволило бы говорить о полученном экономическом эффекте и о реальной смене приоритетов в финансировании догоспитальной медицинской помощи.