При эксплуатации подъемно-транспортного оборудования в метрополитенах возможно травмирование пассажиров. В основном это связано с несоблюдением техники безопасности при нахождении на этих объектах. Однако в последнее время причины травматизма стали носить другой характер.
Так, за 15 месяцев эксплуатации пассажирских конвейеров (траволаторов) на станциях «Беговая» и «Новокрестовская» ГУП «Петербургский метрополитен» (рис. 1) произошло около 40 случаев падения пассажиров на несущем полотне и сходных площадках. При этом около 15% случаев сопровождались средними и тяжелыми травмами.
Вполне очевидно, что при таких условиях безопасная эксплуатация траволаторов на вышеперечисленных станциях стала невозможной без проведения дополнительных мероприятий, направленных на снижение травматизма пассажиров. Разработка таких мероприятий, после исследования причин травматизма, была поручена специалистам «Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I».
В результате исследования причин травмирования пассажиров было установлено, что основной причиной является их падение и контактное взаимодействие с твердыми поверхностями элементов траволатора. Большинство случаев падения произошло вследствие поскальзывания пассажиров на несущем полотне и сходной площадке. Падения происходили в основном на спусковых траволаторах, а обувь пассажиров и поверхность несущего полотна были увлажнены вследствие переноса влаги с улицы во время атмосферных осадков. Также к числу отягчающих условий эксплуатации были отнесены: максимально возможный угол наклона полотна траволатора (12°) и отсутствие горизонтального участка полотна у сходной площадки.
Следует отдельно отметить, что наибольшую озабоченность вызвал тот факт, что исследование причин травмирования пассажиров указывало на несоответствие противоскользящих свойств несущих контактных поверхностей траволаторов условиям эксплуатации. Для более точного вывода потребовалось проведение дополнительного исследования, включающего испытания поверхностей траволаторов на противоскользящие свойства.