По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 629.3.018

Методические основы оценки противоскользящих свойств несущих контактных поверхностей траволаторов

М. В. Харлов кандидат военных наук, ФГБОУ ВО «Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I», Санкт-Петербург, E-mail: maxhar@mail.ru

В статье рассмотрена проблема высокого травматизма пассажиров на траволаторах, установленных на станциях ГУП «Петербургский метрополитен». Это, возможно, связано с неудовлетворительными противоскользящими свойствами их несущих контактных поверхностей. Более точный вывод возможен после трибологических испытаний, для проведения которых необходима новая научно обоснованная методика и соответствующее оборудование. Анализируя действующую нормативно-техническую документацию, автор выявляет принципиальный методический подход к реализации процедуры оценки противоскользящих свойств поверхностей на основе нормативного коэффициента трения. В качестве испытательного оборудования предложено использовать модернизированную универсальную машину трения 2070 СМТ-1.

Литература:

1. Бобович Б. Б., Бровак Г. В., Бунаков Б. М. и др. Химики — автолюбителям: Справ. изд. — 3-е изд. стер. — СПб.: Химия, 1991. — 320 с.

2. ГОСТ Р 33966.1-2016 (EN 115-1:2008+A1:2010) Эскалаторы и пассажирские конвейеры. Требования безопасности к устройству и установке. — М.: Стандартинформ, 2017. — 81 с.

3. ГОСТ Р 55908-2013 Полы. Метод оценки скользкости покрытия. — М.: Стандартинформ, 2014. — 16 с.

4. Комбалов В. С. Методы и средства испытаний на трение и износ конструкционных и смазочных материалов: Справочник / Под ред. К. В. Фролова, Е. А. Марченко. — М.: Машиностроение, 2008. — 384 с.

5. СП 29.13330.2011 Полы. Актуализированная редакция СНиП 2.03.13-88. — М.: Минрегион России, 2011. — 100 с.

6. Магомедов Ш. Ш. Товароведение и экспертиза обуви: учебник. — 3-е изд. — М.: Дашков и К°, 2007. — 380 c.

7. Чичинадзе А. В., Браун Э. Д., Буше Н. А и др. Основы трибологии (трение, износ, смазка): учебник / Под общ. ред. А. В. Чичинадзе. — М.: Машиностроение, 2001. — 664 с.

8. DIN 51130:2004-06 Prüfung von Bodenbelägen — Bestimmung der rutschhemmenden Eigenschaft — Arbeitsräume und Arbeitsbereiche mit Rutschgefahr, Begehungsverfahren — Schiefe Ebene // Normenausschuss Materialprüfung (NMP) im DIN. — 2004. — 13 S.

При эксплуатации подъемно-транспортного оборудования в метрополитенах возможно травмирование пассажиров. В основном это связано с несоблюдением техники безопасности при нахождении на этих объектах. Однако в последнее время причины травматизма стали носить другой характер.

Так, за 15 месяцев эксплуатации пассажирских конвейеров (траволаторов) на станциях «Беговая» и «Новокрестовская» ГУП «Петербургский метрополитен» (рис. 1) произошло около 40 случаев падения пассажиров на несущем полотне и сходных площадках. При этом около 15% случаев сопровождались средними и тяжелыми травмами.

Вполне очевидно, что при таких условиях безопасная эксплуатация траволаторов на вышеперечисленных станциях стала невозможной без проведения дополнительных мероприятий, направленных на снижение травматизма пассажиров. Разработка таких мероприятий, после исследования причин травматизма, была поручена специалистам «Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I».

В результате исследования причин травмирования пассажиров было установлено, что основной причиной является их падение и контактное взаимодействие с твердыми поверхностями элементов траволатора. Большинство случаев падения произошло вследствие поскальзывания пассажиров на несущем полотне и сходной площадке. Падения происходили в основном на спусковых траволаторах, а обувь пассажиров и поверхность несущего полотна были увлажнены вследствие переноса влаги с улицы во время атмосферных осадков. Также к числу отягчающих условий эксплуатации были отнесены: максимально возможный угол наклона полотна траволатора (12°) и отсутствие горизонтального участка полотна у сходной площадки.

Следует отдельно отметить, что наибольшую озабоченность вызвал тот факт, что исследование причин травмирования пассажиров указывало на несоответствие противоскользящих свойств несущих контактных поверхностей траволаторов условиям эксплуатации. Для более точного вывода потребовалось проведение дополнительного исследования, включающего испытания поверхностей траволаторов на противоскользящие свойства.

Для Цитирования:
М. В. Харлов, Методические основы оценки противоскользящих свойств несущих контактных поверхностей траволаторов. Безопасность и охрана труда на железнодорожном транспорте. 2020;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: