Экономическое благополучие отечественной экономики напрямую обусловлено уровнем конкуренции, являющейся неотъемлемым элементом развития финансово-хозяйственной деятельности субъектов экономики. Конкурентоспособность организации свидетельствует о ее возможности функционировать и конкурировать с другими участниками рынка, а также привлекать покупателей для увеличения финансовых результатов и стабильности хозяйственной деятельности. Данное условие соблюдается благодаря тому, что организации предлагают своим покупателям уникальные продукты для дальнейшего приобретения, тем самым эффективно управляя своей ресурсной базой.
Понятие «конкуренция» на протяжении эволюции экономики и различного рода экономических реформ постоянно претерпевало изменения.
Адам Смит описывал конкуренцию как действия, производимые продавцом для того, чтобы занять более выгодные позиции на рынке, которые при этом он стремится достичь и сохранить как можно дольше. Конкуренция — это постоянная борьба между продавцами, при том что на рынок могут выйти новые продавцы и нарушить устоявшееся равновесие, вступая в борьбу за покупателей.
По мнению М. Портера, конкуренция является главным фактором, который показывает, сможет организация в дальнейшем функционировать на рынке или же потерпит неудачу. Следовательно, в процессе исследования конкурентных преимуществ необходимо определить влияние инноваций, корпоративной культуры, а также вырабатывается определенная стратегия для достижения эффективности предприятия на рынке.
Применительно к маркетингу конкурентоспособность представляет собой относительную оценку потенциальной способности предприятия успешным образом конкурировать на рынке за платежеспособный спрос ограниченного свойства. При этом можно вести речь о конкурентоспособности отдельно взятых продуктов или фирмы в общем. Высокий уровень конкурентоспособности создает потенциальную возможность продукту или фирме рассчитывать на коммерческий успех на рынке с высоким уровнем вероятности. Низкая оценка конкурентоспособности обычно подразумевает малую долю вероятности потенциального коммерческого успеха фирмы. В реальной действительности конкурентоспособность фирмы и производимых ею продуктов тесным образом переплетены. К примеру, низкая конкурентоспособность продукта может быть компенсирована конкурентными преимуществами самой фирмы (в виде использования для продукта достаточно популярного бренда либо очень эффективных каналов сбыта), при этом обеспечивая коммерческий успех на определенном рынке, и наоборот [4].