В рамках проводимого нами совместно с О.А. Плотниковой исследования следов устной традиции в древнейших памятниках древнерусской и церковнославянской литературы нами создан указатель сюжетов и мотивов. В указатель включены повторяющиеся сюжеты и сюжетообразующие мотивы раннеписьменных повествований о ранней истории, сгруппированные по тематическому принципу. Публикация указателя предоставит в распоряжение исследователей полезный для дальнейших научных разработок массив данных. Указатель может использоваться также и как практический инструмент в сфере гуманитарного образования.
Основные принципы составления указателя сформулированы в статье автора этих строк [1, с. 4–12]. Опыту составления указателей фольклора, определения сюжета и мотива посвящена статья О.А. Плотниковой [3, с. 46–55]. В настоящее время работа над указателем завершается, и в ближайшие месяцы он будет представлен в виде онлайн-публикации.
Принципы построения указателя следующие. На первом этапе исследования в рамках изучаемых памятников выделены сюжетные блоки информации, имеющей с высокой долей вероятности устное происхождение. После выделения сюжетов повествовательной литературы, связанных или предположительно связанных с устной традицией, они каталогизированы. Далее и внутри выявленных сюжетов, и в текстах исследуемых памятников вычленены устойчивые фольклорные мотивы. Их каталогизация позволила провести группировку корпуса сюжетов по принципу родства и типологической близости.
В качестве «нулевой» части указателя в отдельную группу выделяются мифологические мотивы (космогонические, явные языческие теогонические). В ранней славянской литературе они крайне редки. Сюжеты и мотивы из этого раздела, строго говоря, принадлежат мифу и мифологическому рассказу, отчасти же мифоритуальной практике, а не историко-эпической традиции. Однако их присутствие в нашем указателе вполне оправданно, поскольку отражает уровень знакомства создателей древнейших памятников славянской литературы с архаическим устным творчеством. Помимо этого, в дохристианском обществе миф, конечно, считался естественной составной частью достоверного знания о прошлом, прологом к любой исторической традиции. Фольклорно-христианская легенда же сохраняла эту функцию и позднее. Потому в эту часть указателя вошли и сюжеты дуалистической космогонии, дошедшие в основном в апокрифической интерпретации, но присутствующие веками и в устной традиции. Они могут толковаться как результат взаимодействия фольклорного сознания с еретической книжностью и проповедью. Но можно их интерпретировать и как более древнее евразийское наследие, фиксируемое в первую очередь у многих народов уральской и алтайской языковых семей. Что касается демонологических мотивов, то они как на древнейшем, так и на позднейших наблюдаемых этапах развития славянской устной традиции естественным образом в нее вплетаются. В летописях и житиях они отмечены как часть рассказов о реальных событиях своего или недавнего времени — в точном соответствии с практикой современных фольклорных быличек.