По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 528.4

Метод оценки колейности автомобильных дорог с использованием мобильного лазерного сканирования

Позняк И.И. Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), Москва, Россия
Масурадзе И.Г. Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), Москва, Россия
Масурадзе Ш.Г. Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), Москва, Россия

В статье предлагается метод определения колейности дорожного покрытия на основе обработки облаков лазерного сканирования. Из полученных облаков точек удаляются шумы и помехи, точки классифицируются и выбираются в уровне земли. Выполняется картографическая генерализация пространственных данных. После обработки облаков точек файлы загружаются в отечественный программный комплекс IndorCad/Road9 для визуализации в плане, профилях и 3D-виде, оцифровки отснятой модели рельефа. По поперечным профилям определяется колейность.

Литература:

1. Технический отчет по результатам сопоставительных испытаний лабораторий мобильного лазерного сканирования. Москва. Государственная компания «Автодор», 2013.

2. Инструкция по развитию съемочного обоснования и съемке ситуации и рельефа с применением глобальных навигационных спутниковых систем глонасс и GPS. ГКИНП (ОНТА) — 02‑262‑02. — М.: ЦНИИГАиК, 2002.

3. Глобальная навигационная спутниковая система ГЛОНАСС. Интерфейсный контрольный документ (третья редакция). — М., Координационный научно-информационный центр ВКС МО РФ, 1995.

4. Основные положения о Государственной геодезической сети. Проект. — М., ЦНИИГАиК, 1997.

5. Сарычев Д.С. Мобильное лазерное сканирование // САПР и ГИС, № 1, 2013, с. 37–41.

6. Позняк И.И. Мобильное лазерное сканирование для эксплуатации дорожной инфраструктуры // Транспортное строительство. — №??????. — 2017.

7. СНиП 2.05.05–85. Автомобильные дороги. Госстрой СССР. — М.: ЦИТП Госстроя СССР, 1986. — 56 с.

8. Справочная энциклопедия дорожника. II том. Ремонт и содержание автомобильных дорог. Под ред. А.П. Васильева. — М., 2004.

9. Петренко Д.А. Новое поколение программных продуктов ИндорСофт // САПР и ГИС, № 1, 2013.

10. Розенберг И.Н., Цветков В.Я. Сбор данных для ГИС. Учеб. пособие. — М.: Московский государственный университет путей сообщения, 2015. — С. 76.

11. Цветков В.Я. Сбор данных для ГИС. Учеб. пособие. — М.: Московский государственный университет геодезии и картографии, 2007. — С. 67.

12. Цветков В.Я. Сбор данных для ГИС кадастра. Учеб. пособие. — М.: Московский государственный университет геодезии и картографии, 2007. — С. 64.

13. Розенберг И.Н., Цветков В.Я. Аэрофотосъемка, фотограмметрия и дистанционное зондирование. Учеб. пособие. — М.: Московский государственный университет путей сообщения, 2015. — С. 82.

14. Бондур В.Г., Лёвин В.А., Розенберг И.Н., Цветков В.Я. Космический мониторинг транспортных объектов. Учеб. пособие. — М.: Московский государственный университет путей сообщения, 2015. — С. 71.

15. Шайтура С.В. Мы рождены, чтоб сказку сделать былью // Конструкторское бюро. — 2016. — № 10 (123). — С. 6–12.

16. Шайтура С.В. Жизненный цикл информационных систем // Конструкторское бюро. — 2016. — № 12 (125). — С. 48–51.

17. Шайтура С.В. Броня крепка и танки наши быстры // Конструкторское бюро. — 2017. — № 1 (126). — С. 11–17.

18. Шайтура С.В. Стандарты и технологии параметрически-ориентированного и модельно-ориентированного проектирования // Конструкторское бюро. — 2017. — № 2 (127). — С. 58–67.

19. Господинов С.Г., Шайтура С.В. Технологии лазерного сканирования в контроле деформаций // Славянский форум. — 2016. — № 3 (13). — С. 44–49.

20. Шайтура С.В., Кожаев Ю.П. Стандарты и технологии параметрически-ориентированного и модельно-ориентированного проектирования // Славянский форум. — 2016. — № 4 (14). — С. 297–303.

21. Господинов С.Г., Шайтура С.В. Лазерное сканирование в строительстве и архитектуре // Славянский форум. — 2016. — № 4 (14). — С. 63–71.

22. Неделькин А. А., Степанова М. Г., Шайтура С. В. Интегрированная система управления предприятием // Славянский форум. — 2016 — № 2 (12). — С. 180–187.

23. Неделькин А. А., Степанова М. Г., Шайтура С. В. Тенденции и перспективы развития информационно‑коммуникационных технологий дистанционного обучения в подготовке экономистов // Славянский форум. — 2016. — № 2 (12). — С. 171–179.

24. Неделькин А. А., Шайтура С. В., Степанова М. Г. Комплексная система автоматизации // Славянский форум. — 2016. — № 2 (12). — С. 188–195.

По результатам испытаний российских лабораторий мобильного лазерного сканирования в 2013 г. Государственная компания «Автодор» сделала вывод, что необходим поиск и применение таких технологий получения геодезических данных по поверхности автомобильных дорог, которые бы, с одной стороны, давали достаточно плотное облако съемочных точек, а, с другой стороны, осуществляли это при наличии транспортного потока на дороге.

Такой технологией может быть мобильное (наземное) лазерное сканирование. Однако их применение для целей проектирования ремонтов автомобильных дорог сдерживается отсутствием научно-обоснованных и апробированных методик выполнения работ [1].

Назрела острая необходимость применения современных высокопроизводительных технологий получения геодезических данных об инфраструктуре автомобильных дорог, которые бы давали достаточно плотное облако съемочных точек, осуществляли безопасную работу геодезистов при наличии транспортного потока на дороге и исключали ошибки измерений, неизбежные при ручном сборе информации традиционными геодезическими приборами.

Один из передовых методов получения пространственных данных местности. Данная технология применяется для проектирования и мониторинга сооружений транспортной инфраструктуры, нефтегазовых и энергетических объектов, в строительстве, а также для сбора данных о естественных процессах.

Мобильное лазерное сканирование (МЛС) характеризуется высокой точностью и быстротой развертывания: сканер устанавливается на любое транспортное средство (автомобиль, судно, железнодорожный транспорт) и обеспечивает считывание ландшафта в реальном времени на расстоянии сотен метров от траектории движения. Сканирование осуществляется с помощью лазерной установки, приводимой в движение высокоскоростными приводами, что позволяет сочетать широкое поле зрения и высокую скорость считывания данных во всепогодных условиях независимо от времени дня. Применяемые лазеры являются безопасными для глаз.

Благодаря сочетанию указанных характеристик при применении МЛС удается значительно сократить временные затраты на съемку (с нескольких недель до нескольких часов, в сравнении со съемкой тахеометрами), при этом избегая потерь в качестве данных.

Для Цитирования:
Позняк И.И., Масурадзе И.Г., Масурадзе Ш.Г., Метод оценки колейности автомобильных дорог с использованием мобильного лазерного сканирования. Конструкторское Бюро. 2017;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: