По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 721.011.12

Метод бионического конструирования в архитектурном проектировании

Д.Н. Бочкарев Уральская архитектурно-художественная академия
В.И. Иовлев кандидат архитектуры, профессор, заведующий кафедры основ архитектурного проектирования в Уральской архитектурно-художественной академии

В статье проведен краткий обзор использования принципов бионики в архитектурном проектировании, рассмотрен метод бионического конструирования на примере проектирования общественного пространства для города Екатеринбурга.

Литература:

1. Ажнина Е. Бионика: природа знает лучше [Электронный ресурс]. — Режим доступа: Человек без границ. URL: http://www.bez-granic.ru/index.php/ vse-rubriki-zhurnala/kakustroenmir/ (дата обращения: 30.05.2015)

2. Благовещенский Ф.А. Архитектурные конструкции: учебник [Текст] / Ф.А. Благовещенский, Е. Ф. Букина. – М.: Архитектура-С, 2011. — 232 с.

3. Иовлев В.И. Архитектурное пространство и экология: монография / В.И. Иовлев. — Екатеринбург: Архитектон, 2006. — 287 с.

4. Лебедев Ю.С. Архитектура и бионика / Ю.С. Лебедев. — Изд. 2-е. перераб. и доп. — М.: Стройиздат, 1977. — 221 с.

В настоящее время получают быстрое развитие новые методы архитектурного проектирования, основанные на современных методологиях. Одним из таких направлений является экологический подход. Данный подход ориентирован не только на использование современных технологий, но и на художественное решение архитектурного пространства. В частности, одним из направлений совершенствования архитектурной среды является использование аналогий с природными формами. Данные формы являются идеальными как в художественно-эстетическом, так и в инженерно-конструктивном аспектах.

В последние время в мире архитектуры появилась необходимость развития бионического стиля. Это связано с тем, что человек стремиться жить в гармонии с природой. Поэтому в наше время очень важно найти способы гармонического синтеза человека и природы. Ведущие архитекторы XX и XXI веков уделяют большое внимание этому направлению. К числу таких архитекторов относятся, например, испанский архитектор Сантьяго Калатрава, Мария Роза Сервера и Хавьер Пиоз, из советских архитекторов С.Ю. Лебедев, М. Матеев, А. Лазарев, С. Евдокимов и др.

Природные формы отличаются сложностью и совершенством, так как прошли длительный период эволюции, прежде чем приобрели свой окончательный вид. Они имеют уникальный вид, хорошо приспособлены к окружающей среде, проверены веками и тысячелетиями на разного рода нагрузки: ветровые, снеговые и «эксплуатационные». Возможно поэтому первые жилища древних людей были сходны по конструкции и форме с термитниками, хатками бобров, гнездами птиц. Эти свойства природных форм изучаются и используются в рамках направления «архитектурная бионика» [4].

Первые «бионические» постройка древнего человека — менгиры и мегалиты. Это отдельные вертикально поставленные камни, полностью повторяющие логику дерева. С развитием цивилизации менгиры и мегалиты преобразовались в колоннады, которые олицетворяют уже не отдельно стоящее дерево, а лес или аллею. Такие примеры можно встретить в Древнем Египте, античном мире и в готической архитектуре. В этой связи Ю.С. Лебедев писал: «Великий зодчий итальянского Возрождения Ф. Брунеллески в качестве основы для конструкции купола Флорентийского собора взял скорлупу птичьего яйца, а Леонардо Да Винчи, изобретая летательные аппараты, строительные и военные машины, ткацкие приспособления, “копировал” формы живой природы» [4, 8].

Для Цитирования:
Д.Н. Бочкарев, В.И. Иовлев, Метод бионического конструирования в архитектурном проектировании. Нормирование и оплата труда в строительстве. 2019;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: