Огромное число научных исследований в области терапии язвенной болезни двенадцатиперстной кишки лишний раз подчеркивают сложность этой проблемы. Лекарственные препараты по-прежнему ассоциируются с различными побочными эффектами, тогда как хирургические методы лечения в той или иной степени нарушают согласованную деятельность органов пищеварения. И хотя в последние годы активно применяются различные органосберегающие операции с денервацией желудка, наличие постваготомических нарушений никто не отрицает [1, 2].
Определенную сложность при разработке эффективных методов лечения послеоперационных осложнений создает тот факт, что пищеварительная трубка и особенно ее проксимальный отдел, включая желудок и двенадцатиперстную кишку, является средоточием клеток APUD-системы (эндокриноцитов), которые принимают участие не только в регуляции процессов пищеварения, но и отвечают за их координацию во времени, а также через энтеро-инсулярные взаимосвязи способны модифицировать течение метаболических реакций.
Фундаментальные исследования конца XX века показали решающую роль ранней фазы секреции инсулина в пищеварительный период в оптимизации метаболизма углеводов, что априори свидетельствует о важной роли гастроэнтеропанкреатической эндокринной системы в поддержании энергогомеостаза на оптимальном уровне, что априори соответствует оптимальному течению саногенетических реакций [3]. Учитывая то обстоятельство, что при ваготомии может существенно меняться моторно-эвакуаторная функция желудка, есть все основания полагать, что следствием этого является дискоординация в секреции интестинальных гормонов, изменятся их инсулинстимулирующий потенциал и развиваются те или иные метаболические нарушения.
В плане разработке новых методов коррекции гормонально зависимых нарушений обмена веществ особый интерес представляют минеральные воды, которые при внутреннем применении могут активизировать энтеро-инсулярные гормональные взаимосвязи и тем самым оптимизировать течение метаболических реакций. В частности, такие подходы уже успешно применяются при курортном лечении инсулиннезависимого сахарного диабета и метаболического синдрома [4].