По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Место жительства — Арктика

Ключевые слова:

Выступая с посланием Федеральному Собранию, президент Владимир Путин заявил, что Северный морской путь (СМП) станет «ключом к развитию Российской Арктики, регионов Дальнего Востока». По словам главы государства, перед Россией стоит задача сделать его «по-настоящему глобальной, конкурентной транспортной артерией» и увеличить к 2025 году грузопоток на СМП до 80 млн тонн в год. Северный морской путь — судоходный маршрут в Российской Арктике. Проходит вдоль северных берегов России по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, ВосточноСибирское, Чукотское и Берингово), соединяет в единую транспортную систему европейские и дальневосточные порты РФ, а также устья судоходных сибирских рек. СМП используется для северного завоза — снабжения топливом и продовольствием российских регионов, которые не имеют круглогодичного автомобильного или железнодорожного сообщения с остальной территорией страны. Но главное направление развития Северного морского пути связано с обеспечением вывоза минерального сырья. На трассе СМП находится свыше 50 портов, среди них Сабетта, Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси, Певек, Беринговский, Проведения и др. Инфраструктура большинства арктических портов, за исключением Дудинки, требует масштабной модернизации. Необходим капитальный ремонт или строительство новых причальных сооружений, работы по дноуглублению для приема современных судов, установка современных навигационных систем. Стратегическое развитие территорий Северного морского пути и их населенных пунктов — задача актуальная, но проблемная. В 2013 году президентом РФ утверждена Стратегия развития Арктической зоны России и обеспечения национальной безопасности до 2020 года. Постановлением правительство РФ утверждена государственная программа «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года». Нерешенных вопросов остается много. Их озвучили в Дудинке на выездном круглом столе Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления. Тему обозначили так: «Стратегическое планирование развития территорий, являющихся опорными пунктами развития Северного морского пути». Знакомим читателей журнала «ГМА» с некоторыми выступлениями участников встречи о перспективах экономического развития муниципальных образований этого, с одной стороны, богатейшего региона, а с другой — полузаброшенной, безлюдной территории.

Наш муниципальный район расположен в северной части Красноярского края, имеет обширную территорию — 880 тыс. квадратных километров. С севера территория ограничивается Карским и морем Лаптевых. В составе района — арктические архипелаги, такие как Северная земля, а также более 300 островов.

Территория района относится к труднодоступной и отдаленной. Населения — чуть более 31 тыс. человек.

Таймыр является исконным местом проживания коренных малочисленных народов Севера. Их доля — треть от численности населения.

Вблизи северной границы Таймыра проходит трасса Северного морского пути. В городе Дудинке расположен один из крупнейших морских и речных портов Сибири — самый северный международный морской порт в России, единственный в мире ежегодно затапливаемый в период весеннего ледохода. Общая протяженность причалов порта — более 4000 метров. Порт круглогодично связан морским сообщением с Архангельском и Мурманском.

Хатангский морской торговый порт расположен в селе с одноименным названием и функционирует только в период летней навигации.

Морская навигация возможна при освобождении Хатангского залива ото льда.

Диксон — опорный морской порт Северного морского пути. Закрытая глубоководная бухта позволяет круглогодично заходить судам ледокольного флота. С 2008 года порт открыт для иностранных судов. Гавань Диксона укрыта группами островов от любых направлений ветров, это дает возможность для формирования караванов и отстоя судов. Акватория закрытой бухтой не ограничена для прохождения судов.

Таймыр обладает потенциалом экономического роста, обусловленным наличием богатых природных ресурсов. Однако большая часть месторождений расположена в неосвоенных малозаселенных районах.

Без развития и модернизации транспортной инфраструктуры выйти на новые темпы освоения добычи полезных ископаемых проблематично.

Развитие Северного морского пути и сопряженной транспортной системы Енисей — Северный морской путь, развитие арктического порта Хатанга, строительство порта на мысе «Танлау», угольного терминала в районе мыса «Чайка», а также создание на Диксоне мультимодального транспортного узла позволит снять транспортные ограничения, сдерживающие сегодня экономическое развитие территории, а также развитие опорных пунктов Севморпути будет способствовать расширению строительства сети дорог, и прежде всего дорог, связывающих участки, где осуществляется добыча природных ресурсов, с транспортными магистралями.

Для Цитирования:
Место жительства — Арктика. Глава местной администрации. 2018;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: