По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 349.22 DOI:10.33920/pol-2-2108-04

Место религиозных праздников в трудовом законодательстве России*

Погодина Ирина Владимировна ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых» (ВлГУ) 600000, г. Владимир, ул. Горького, д. 87, E-mail: irinapogodina@mail.ru, ORCID: 0000-0002-5200-5423
Кулакова Ольга Сергеевна ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых» (ВлГУ) 600000, г. Владимир, ул. Горького, д. 87, E-mail: okulakova19@mail.ru, ORCID: 0000-0002-7711-0203

В статье обращено внимание на нормативную организацию (закрепление) религиозных праздников. В Трудовом кодексе закреплен лишь один из них — Рождество Христово. Федеральный законодатель передал полномочия по введению религиозных праздников региональной власти, обусловливая такое решение национально-территориальным расположением субъектов. Авторы рассуждают о варианте нормы, предусматривающей празднование важнейших религиозных праздников, существующих в мировых религиях, что отразит культурно-ценностное многообразие страны.

Литература:

1. Тульпе И.А. Религия в системе культуры // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. — 2018. — № 1. — С. 121–131.

2. Бугаева И.В. Концепт «Праздник» в религиозном дискурсе: лексикографический аспект // Проблемы истории, филологии, культуры. — 2009. — № 2 (24). — С. 155–159.

3. Смирнов В.А., Закиров Р.Р. Современные культурные традиции и православные аспекты празднования августовских Спасов // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. — 2021. — № 54. — С. 59–66.

4. Забылин М.А. Русский народ: обычаи, обряды, предания, суеверия. — М.: Русская книга, 1996. — С. 438.

5. Gelb B.D., Longacre T.E. Acknowledging religious diversity: Opportunities and challenges // Business Horizons, 2012, Volume 55, Issue 5, P. 509–518. ISSN 0007-6813. https:// doi.org/10.1016/j.bushor.2012.06.001 (https://www.sciencedirect.com/science/ article/pii/S0007681312000882) (дата обращения: 08.08.2021).

6. Мартынова Е.И. Крещение Киевской Руси как религиозная стратегия формирования культурной идентичности // Теория и практика общественного развития. — 2012. — № 3. — С. 191–194.

7. Religious Belief and National Belonging in Central and Eastern Europe. Pew Research Center [Электронный ресурс]. — URL: https://www.pewforum.org/2017/05/10/ religious-belief-and-national-belonging-incentral-and-eastern-europe (дата обращения: 08.07.2021).

8. Численность и состав населения. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. — URL: https://rosstat.gov.ru/folder/12781 (дата обращения: 08.07.2021).

9. Нерабочие (праздничные) дни, установленные в субъектах Российской Федерации // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts (дата обращения: 09.07.2021).

10. Шахбанова М.М. Религиозность и культовое поведение дагестанских верующих // Исламоведение. — 2015. — № 3. — С. 85–96.

11. Мухаметшина Н.С. Ислам и мусульмане в региональном сообществе // Известия Самарского научного центра РАН. — 2015. — № 3–2. — С. 604–607.

12. Нурутдинова А.Н. Этничность, религиозность и миграции в современном Татарстане / Под ред. Р.Г. Минзарипова, С.А. Ахметовой, Л.Р. Низамовой. — Казань: Казан. ун-т, 2013. — С. 138–165.

13. Тадина Н.А., Ябыштаев Т.С., Байгоиакова Г.А., Казакулов Э.Т., Чилбакова А.В. Родовые старейшины в сохранении ритуальных практик: на примере праздников Чага байрам и Эл Ойын (Республика Алтай, Россия) // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. — 2015. — № 21. — С. 217–220.

14. Чемчиева А.П. Социальные практики возрождения традиционных праздников (на примере коренных малочисленных народов Республики Алтай) // Манускрипт. — 2016. — № 12–3 (74). — С. 195–198.

15. Маковский А.А. Региональная политика в сфере государственно-конфессиональных отношений: правовой аспект // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. — 2016. — № 16. — С. 28–32.

16. Гачева А.Г. «Пасха родилась с человеком, не оставит его никогда...». Николай Федоров о смысле Пасхи // Соловьевские исследования. — 2020. — № 2 (66). — С. 137–153.

1. Tulpe I.A. Religion in the system of culture // Bulletin of Leningrad State University named after A.S. Pushkin. 2018. № 1. S. 121–131.

2. Bugaeva I.V. Concept “Holiday” in religious discourse: lexicographic aspect // Problems of history, philology, culture. 2009. № 2 (24). S. 155–159.

3. Smirnov V.A., Zakirov R.R. Modern cultural traditions and Orthodox aspects of the celebration of the August Saviors // Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts. 2021. № 54. C. 59–66.

4. Forgotten M.A. Russian people: customs, rites, traditions, superstition. — M.: Russian book, 1996. Page 438.

5. Gelb B.D., Longacre T.E. Acknowledging religious diversity: Opportunities and challenges // Business Horizons, 2012, Volume 55, Issue 5, Pages 509–518. ISSN 0007-6813. https://doi.org/10.1016/j.bushor.2012.06.001 (https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0007681312000882) Date of application: 08.08.2021.

6. Martynova E.I. Baptism of Kievan Rus as a religious strategy for the formation of cultural identity // Theory and practice of social development. 2012. № 3. C. 191–194.

7. Religious Belief and National Belonging in Central and Eastern Europe. Pew Research Center [Electronic resource] of URL: https:// www.pewforum.org/2017/05/10/religiousbelief-and-national-belonging-in-centraland-eastern-europe (Date of the address: 08.07.2021).

8. Size and composition of the population. Federal State Statistics Service [Electronic Resource]. URL: https://rosstat.gov.ru/ folder/12781 (Case Date: 08.07.2021).

9. Non-working (public holidays) days established in the constituent entities of the Russian Federation. Legal-reference system ConsultantPlus [Electronic Resource]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc&ts (Case Date: 09.07.2021).

10. Shakhbanova M.M. Religiosity and cult behavior of Dagestan believers // Islamic Studies. 2015. № 3. C. 85–96.

11. Mukhametshina N.S. Islam and Muslims in the regional community // Izvestia of the Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. 2015. № 3–2. C. 604–607.

12. Nurutdinova A.N. Ethnicity, religiosity and migration in modern Tatarstan / Ed. R.G. Minzaripova, S.A. Akhmetova, L.R. Nizamova. — Kazan: Kazan. un-t, 2013. C. 138–165.

13. Tadina N.A., Yabyshtaev T.S., Baygoyakova G.A., Kazakulov E.T., Chilbakova A.V. Family elders in preserving ritual practices: on the example of the holidays Chaga bayram and Al Oyyn (Altai Republic, Russia) // Preservation and study of the cultural heritage of Altai 2015. № 21. C. 217–220.

14. Chemchieva A.P. Social practices of the revival of traditional holidays (on the example of the indigenous small peoples of the Altai Republic) // Manuscript. 2016. № 12–3 (74). C. 195–198.

15. Makovsky A.A. Regional policy in the field of state-confessional relations: legal aspect // Izvestia Irkutsk State University. Series: Political Science. Religious studies. 2016. № 16. C. 28–32.

16. Gacheva A.G. “Easter was born with a man, will never leave him...” Nikolai Fedorov on the meaning of Easter // Solovyevsky research. 2020. № 2 (66). C. 137–153.

С древности религиозные каноны и устои формировали общественные ценности, закладывали фундамент и высокой культуры, и повседневного быта людей. Религиозная культура с философской, культурологической и религиоведческой позиций представляет собой систему элементов, состоящую из теологических учений, создававших свои идеалы, ценности, взгляды и убеждения человека, ориентированные на веру в высшие силы (Бога или богов), которые представлялись основой организации жизни индивида и обще ства [1]. Тысячу лет церковные нормы были законом в Римской империи, а «мятежники против Церкви» считались уголовными преступниками в России вплоть до 1905 года.

В системе общественных ценностей современных людей религиозные ценности продолжают, как показывают многочисленные социологические исследования, сохранять одно из важнейших мест, однако они уже не являются единственным центром и смыслом жизни. В настоящее время исповедование какой-либо религии или, напротив, право придерживаться атеистических взглядов является, согласно действующим нормам права, свободным выбором каждого в государствах светского типа.

Так, положения ст. 14 Конституции Российской Федерации гласят, что Россия является светским государством, в котором ни одна из религий не признается основной и исключительной. Также, согласно ст. 28, каждому гарантируется свобода вероисповедания, в частности проявляющаяся в соблюдении прав и интересов верующих. Таким образом, законодательно устанавливаются признание равноправия духовных течений, обеспечение их приверженцам беспрепятственного следования канонам, принятым исповедуемой религией (конфессиональной традицией).

Каждая религия включает не только иррациональное верование отдельного человека в высшие силы, требующее от него исполнения определенных канонов, но и его социализацию, причисление себя к религиозному сообществу, обладающему определенными традициями и обычаями, в том числе духовными праздниками [2].

Празднование религиозных праздников непосредственно связано с участием в традиционных обрядах, связанных как с посещением общих богослужений, так и с проведением индивидуальной духовной подготовки. Полноценного соблюдения религиозных прав человека не достичь без предоставления ему возможности свободного и многостороннего погружения в ценностную культуру исповедуемой им веры.

Для Цитирования:
Погодина Ирина Владимировна, Кулакова Ольга Сергеевна, Место религиозных праздников в трудовом законодательстве России*. Вопросы трудового права. 2021;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: