По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Место маркировки товаров в системе запретов и ограничений Евразийского экономического союза и административная ответственность за нарушение законодательства по маркировке товаров при ввозе

Евгеньева Д. В. выпускница, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ по специальности «таможенное дело», эксперт, ООО «Делойт Консалтинг» E-mail: evgesha-dasha@mail.ru

Для целей внедрения механизма маркировки товаров средствами идентификации важно сформировать нормативно-правовую базу как на уровне наднационального законодательства Евразийского экономического союза, так и в пределах национального законодательства Российской Федерации. В статье раскрыты вопросы маркировки товаров в системе запретов и ограничений и привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства по маркировке. При этом в результате исследования был сделан вывод об отсутствии ясности в вопросе назначения наказания за административное правонарушение.

Литература:

1. Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 15.03.2018) // СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_163855/ (дата обращения: 20.05.2020).

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_34661/ (дата обращения: 26.05.2020).

3. Письмо ФТС России от 03.07.2019 № 01-18/39590 «О маркировке товаров средствами идентификации по вопросу применения таможенных процедур, при помещении под которые товар приобретает статус условно выпущенных, а также о маркировке на складах временного хранения» // Информационный ресурс ФТС России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// customs.ru/storage/document/ document_info/2019-12/17/39590. pdf (дата обращения: 23.05.2020).

4. Письмо ФТС России от 08.08.2019 № 23-21/48183 «О направлении информации по вопросу порядка маркировки обувной продукции» // Информационный ресурс ФТС России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// customs.ru/storage/document/ document_info/2019-12/17/48183. pdf (дата обращения: 23.05.2020).

5. Письмо ФТС России от 14.06.2019 № 01-18/35247 «О маркировке товаров средствами идентификации по вопросу возможности маркировки на таможенном складе, на складе уполномоченного экономического оператора и в иных складских помещениях» // Информационный ресурс ФТС России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// customs.ru/storage/document/ document_info/2019-12/17/35247. pdf (дата обращения: 23.05.2020).

6. Письмо ФТС России от 27.08.2019 № 23-21/52672 «О маркировке товаров средствами идентификации» // Информационный ресурс ФТС России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// customs.ru/storage/document/ document_info/2019-12/17/52672. pdf (дата обращения: 23.05.2020).

7. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_63581/ (дата обращения: 26.05.2020).

8. Постановление Правительства РФ от 14.12.2018 № 1557 «Об особенностях внедрения системы мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения» // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://publication. pravo.gov.ru/Document/ View/0001201812240046 (дата обращения: 24.05.2020).

9. Постановление Правительства РФ от 18.12.2018 № 1556 «Об утверждении положения о системе мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения» (с изменениями и дополнениями) // Гарант [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/ document/72136156/paragraph/1/ highlight/%D0%BF%D0%BE%D1% 81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0 %BE%D0%B2%D0%BB%D0%B5% D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0 %BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D 0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB% D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2 %D0%B0%201556:2 (дата обращения: 24.05.2020).

10. Проект Постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2018 г. № 1556». Даты общественного обсуждения: 17.04.2020–13.05.2020 // Федеральный портал проектов нормативных правовых актов. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://regulation.gov.ru/ projects#npa=101253 (дата обращения: 26.05.2020).

11. Производители попросили не штрафовать за неготовность подключиться к системе маркировки // Фармацевтический вестник [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://pharmvestnik. ru/content/news/Proizvoditelipoprosili-o-moratorii-na-shtrafydlya-negotovyh-podkluchitsyak-sisteme-markirovki.html (дата обращения: 24.05.2020).

12. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19.11.2019 № 204 «О внесении изменений в пункт 15 Порядка заполнения декларации на товары» // Правовой портал ЕАЭС [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://docs.eaeunion. org/ru-ru/Pages/DisplayDocument. aspx?s=%7Be1f13d1d5914-465c-835f2aa3762eddda%7D&w=9260b414defe-45cc-88a3eb5c73238076&l=%7B8a412e96924f-4b3c-83210d5e767e5f91%7D&EntityID=23952 (дата обращения: 26.05.2020).

13. Федеральный закон от 15.04.2019 № 58-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001201904150036 (дата обращения: 24.05.2020).

Важным инструментом обеспечения свободного движения товаров и прозрачности торговли является введение цифровой маркировки. С 29 марта 2019 г. вступило в силу Соглашение о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), в соответствии с которым товары маркируются путем нанесения на них или на их упаковку средств идентификации или материальных носителей, содержащих средства идентификации. Во исполнение данного Соглашения были приняты решения Совета Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) в отношении отдельных категорий товаров с установлением перечней товаров, сроков введения маркировки, а также требований к средствам идентификации и минимальному составу передаваемых сведений о таких товарах.

Законодательство о маркировке сейчас находится в процессе формирования, что порождает ряд новых и пока не разрешенных вопросов, в частности место маркировки в системе запретов и ограничений ЕАЭС и привлечение к ответственности за отсутствие маркировки или несвоевременную передачу сведений в государственную систему мониторинга.

Согласно Договору о ЕАЭС, к запретам и ограничениям относятся меры нетарифного, технического регулирования, экспортного контроля и в отношении продукции военного назначения, а также санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры и радиационные требования [1]. Похожее определение дано в Таможенном кодексе ЕАЭС (ТК ЕАЭС). Маркировка товаров не относится ни к одним из перечисленных запретов и ограничений, более того, запреты и ограничения применяются к товарам, перемещаемым через таможенную границу, в то время как маркировка средствами идентификации распространяется и на товары, перемещаемые в пределах таможенной территории. Отдельно стоит отметить, что термин «маркировка» уже употребляется в таможенном законодательстве в рамках соблюдения требований технического регулирования.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.04.2018 № 792-р утвержден перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации. В целях исполнения распоряжения были приняты постановления правительства по каждой группе товаров, устанавливающие дату введения обязательной маркировки, порядок и состав передачи сведений о маркированных товарах в государственную информационную систему мониторинга. Отдельным постановлением Правительства РФ установлена обязательная маркировка средствами идентификации лекарственных препаратов [9].

Для Цитирования:
Евгеньева Д. В., Место маркировки товаров в системе запретов и ограничений Евразийского экономического союза и административная ответственность за нарушение законодательства по маркировке товаров при ввозе. Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2020;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: