Статья поступила 20.03.2017 г.
Среди этических категорий определённое место занимает понятие верности. Оно может рассматриваться в разных контекстах, включая бытовой, государственный, а также религиозный контекст, в пределах которого мы исследуем данную категорию. Категории верности и неверности в религиозных культурах занимают одно из ключевых мест. Обычаи, традиции, право в большинстве случаев проистекают из религиозных канонов, регулирующих отношения между людьми, а также между человеком и Богом. Стремясь к стабильному социальному развитию, общество осознало значимость доверительных отношений как в государстве, так и в семье — основной ячейке общества. Более того, в древних цивилизациях государства зиждились на родовых ценностях и наделялись общезначимым смыслом, в основном, по мере обеспечения преемственности традиций, в том числе семейных.
В отношении религий категория верности обычно преломлялась через призму не только признания истинности своего вероисповедания, но и соблюдения образа жизни, канонов, предписываемых человеку верой. Согласно законодательству исламских государств, нарушение верности государству равнозначно вероотступничеству, причём такого рода преступления относятся к наиболее тяжким (хадд). В современном мире понятия «верный» и «неверный» обычно отождествляют с культурой ислама, а арабский термин «кафир» или турецкий «гяур» стали широко известными, прежде всего, через призму противостояния между исламом и языческо-атеистической культурами. Если посетить исламистские сайты антироссийской направленности, то невозможно не заметить то, что экстремистски настроенные мусульмане россиян называют не иначе, как «кафирами», а правительство России — «кафирским». Ссылаться на эти сайты в данной работе мы не будем, оставив это в компетенции правоохранительных органов, однако примечателен сам факт отношения мусульман-экстремистов к большинству населения России и светской власти. Вместе с тем, чтобы более эффективно противостоять экстремистским тенденциям, необходимо понимать истоки категории «неверный»; особенно важно осмыслить эту категорию как феномен не исламских культур, а тех религий, откуда мусульмане эту категорию, по-видимому, позаимствовали.