Какие подходы используются для управления персоналом компаний в современном мире? Какой тип управления персоналом отвечает современным запросам в нефтегазовой сфере?
Насколько применимы новые методы управления персоналом в компаниях энергетического сектора? В этой публикации мы постараемся ответить на эти вопросы.
С позиций управления и корпоративной культуры нефтегазовую отрасль чаще всего относят к традиционной иерархической структуре [1]. Слушатели MBA и EMBA Университета нефти и газа им. И. М. Губкина регулярно проводят экспертную оценку методов управления в организациях, которые они представляют. В их числе управленцы таких компаний, как Лукойл, Газпром, BP, КазМунайГаз, Зарубежнефть, Росгеология, представители нефтесервисных компаний, специалисты из ближнего и дальнего зарубежья. Слушателям мы предлагаем анонимно оценить, к какой корпоративной культуре относится их организация. Экспертная оценка проводится по матрице Фонса Тромпенаарса [2]. Подавляющее большинство менеджеров относят собственные компании к типу «Эйфелева башня» (рис. 1).
«Эйфелева башня» — это четко структурированная организация, состоящая из мощного, распределенного по регионам или странам основания, управляющей верхушки и серединной части (среднего звена менеджеров), соединяющей между собой высшее руководство и исполнителей.
«Эйфелева башня» имеет ярко выраженную иерархическую ориентацию с детализированным прописыванием функциональных обязанностей для каждого сотрудника. При этом менеджмент ведет тщательный контроль за бизнес-процессами. Несогласованные в установленном порядке инициативы снизу, как правило, не приветствуются. Курс директивно задает корпоративный центр. В операционной деятельности поддерживается высочайший уровень управленческой и технологической дисциплины.
Вполне логично, что крупные нефтяные компании и у нас в стране, и за рубежом представляют собой структуры типа «Эйфелева башня». Креативный, творческий подход к решению проблем в такой корпоративной культуре крайне ограничен. Культура типа «Инкубатор» в наибольшей степени направлена на развитие творческой личности в условиях неиерархических связей и неформальных отношений.