Неоценимая роль младшего медицинского персонала в настоящее время, как одого из социально значимых, массовых и востребованных на рынке труда, не вызывает сомнения. Это вспомогательная роль, направленная на оказание индивидуальных услуг пациентам, которые нуждаются в постоянном медицинском наблюдении, уходе и обеспечении санитарных условий в палатах их пребывания.
ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ
Говоря о подготовке младших медицинских сестер по уходу за больными, обучение проводится по основной профессиональной образовательной программы 34.01.01 «Младшая медицинская сестра по уходу за больными», направленной на формирование у обучающихся и выпускников общих и профессиональных компетенций, соответствующих видам профессиональной деятельности по данной профессии.
В среднем срок обучения на базе основного общего образования составляет 1 год 10 месяцев, а на базе среднего общего образования — 10 месяцев, на очной форме обучения или на очнозаочной форме обучения с увеличением продолжительности обучения не более чем на 1 год на базе среднего общего образования и не более чем на 1,5 года для лиц, поступающих на базе среднего общего образования.
Область профессиональной деятельности выпускников выражается при осуществлении ухода за больным в системе первичной медико-санитарной и медикосоциальной помощи.
Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
— пациенты, нуждающиеся в профессиональном уходе;
— окружение пациентов;
— бытовые ус ловия проживания пациентов;
— условия больничной среды;
— средства ухода за больным;
— средства обеспечения безопасной больничной среды.
К основным профессиональным компетенциям (ПК) относятся: ПК 1.1. Эффективное общение с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности;
ПК 1.2. Соблюдение принципов профессиональной этики и деонтологии;
ПК 1.3. Осуществление ухода за пациентами различных возрастных групп в условиях медицинского учреждения и на дому;
ПК 1.4. Консультирование пациента и его окружения по вопросам ухода и самоухода;
ПК 1.5. Оформление медицинской документации;
ПК 1.6. Оказание медицинских услуг в пределах своих полномочий.
Участие в организации безопасной окружающей среды для участников лечебно-диагностического процесса: ПК 2.1. Обеспечение инфекционной безопасности;
ПК 2.2. Обеспечение безопасной больничной среды для пациентов и персонала;
ПК 2.3. Участие в санитарно-просветительской работе среди населения;
ПК 2.4. Владение основами гигиенического питания;
ПК 2.5. Обеспечение производственной санитарии и личной гигиены на рабочем месте.
К общим компетенциям (ОК) выпускника относятся: ОК 1. Понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса;
ОК 2. Организация собственной деятельности, выбор типовых методов и способов выполнения профессиональных задач, оценка их выполнения и качества;
ОК 3. Анализ рабочей ситуации, осуществление текущего и итогового контроля, оценка и коррекция собственной деятельности, ответственность за результат собственной работы.
ОК 4. Осуществление поиска и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
ОК 5. Использование информационнокоммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
ОК 6. Работа в коллективе и команде, эффективное общение с коллегами, руководством, пациентами;
ОК 7. Бережное отношение к историческому наследию и культурным традициям народа, уважение социальных, культурных и религиозных различий;
ОК 8. Соблюдение правил охраны труда, пожарной безопасности и техники безопасности [1].
ТРУДОВЫЕ ФУНКЦИИ И УМЕНИЯ МЛАДШЕЙ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ
Как правило, трудовые договоры строятся по стандартизированным формам и состоят из таких разделов, как: общие положения, должностные обязанности, права и ответственность, деонтологические аспекты ухода за больными.
При работе в должности младшей медицинской сестры по уходу за больными, работник вправе получать от пациентов, их родственников или их законных представителей информацию, связанную с нахождением пациента в стационаре и осуществлении большинства простых медицинских услуг, манипуляций сестринского ухода согласно ГОСТ 52623.3– 2015, а так же для информирования медицинского персонала об изменении в состоянии пациента.
Основными трудовыми функциями и умениями младшей медицинской сестры по уходу за больными являются: создание комфортных условий пребывания пациента в стационаре; получение у сестры-хозяйки комплектов белья при размещении пациента в палате и последующей замене и отправке загрязненного белья в прачечную нательного и постельного белья; размещение пациента в постели и его перемещение в ней при недостаточности самостоятельного ухода с применением принципов эргономики; санитарная обработка тяжелобольных пациентов, включающая в себя умывание кожных покровов, полоскание полости рта, стрижку, бритье, мытье головы и др.; кормление и оказание пособия при физиологических отправлениях пациентам с недостаточной самостоятельностью ухода; наблюдение за состоянием пациента, определение и оказание первой помощи при наступлении состояний, угрожающих его жизни; транспортировка и сопровождение пациента; доставка биоматериалов в лабораторию; правильность применения средств индивидуальной защиты.
Для выполнения вышеперечисленных трудовых функций и необходимых применении умений при осуществлении своей трудовой деятельности младшей медицинской сестре по уходу за пациентом необходимы знания: правил общения с пациентами; здоровьесберегающих технологий, используемых при перемещении пациентов; порядка проведения санитарной обработки и гигиенических процедур за пациентом, санитарно-эпидемиологических требований соблюдения правил личной гигиены пациента; алгоритмов проведения смены нательного и постельного белья; правил информирования медицинского персонала об изменениях в состоянии пациента; алгоритма измерений основных антропометрических показателей и функциональных состояний больного, порядка оказания первой помощи при наступлении состояний, угрожающих жизни пациента; условий конфиденциальности при работе с биологическими материалами и медицинской документацией, включая сроки доставки; правил безопасной транспортировки биологического материала в соответствующие лаборатории медицинской организации; трудового законодательства и других правовых документов, регулирующих трудовой процесс младшей медицинской сестры, включая нормы этики в профессиональной деятельности, правил внутреннего распорядка и режимов в ЛПУ; мер пожарной безопасности и порядка действий при наступлении чрезвычайных ситуаций.
В тексте введенного стандарта от 12 января 2016 г. № 2н «Младший медицинский персонал», в отличие от приказа от 23.07.2010 № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения"», отсутствуют такие должностные обязанности младшей медицинской сестры по уходу за больными, как: обеспечение содержания в чистоте помещений, данная функция полностью перешла к санитарам или специализированным клининговым службам, работающим в учреждении по договорам аутсерсинга.
Перечень дополнительных трудовых функций, должностных обязанностей, требований к стажу и уровню образования обозначен в трудовом договоре или должностной инструкции, являющейся неотъемлемой частью трудового договора [1–5].
ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВЫХ ФУНКЦИЙ И УМЕНИЙ САНИТАРОВ
В нашей стране работа санитара не предполагает наличия специализированного медицинского образования для выполнения своих профессиональных обязанностей, хотя современные тенденции развития системы здравоохранения законодательно закрепляют требования предварительной подготовки специалистов путем прохождения профессионального обучения по профессии «санитар» продолжительностью до полугода.
Стандартом определен необходимый минимальный уровень образования к лицам, претендующим на замещение должности «санитар», не ниже общего среднего, прошедших профессиональное обучение по должности «санитар», допущенных к трудовой деятельности заключением обязательного предварительного или периодического медицинского осмотра.
В то же время изменений и дополнений не претерпел приказ от 23.07.2010 № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения"», в котором требований к лицам на замещение должности «санитар» в части наличия документов, подтверждающих обучение по должности «санитар», не предусмотрено.
Также в пункте 2.1 «Общая характеристика деятельности персонала медицинской организации по профессии "санитарка". Состояние и перспективы развития» пояснительной записки к рассматриваемому стандарту Ассоциация медицинских сестер как основной разработчик признает тот факт, что в нашей стране практически отсутствует профессиональное обучение обслуживающего персонала медицинской организации, наблюдается дефицит педагогических кадров по профессиональному обучению, дисбаланс между спросом и предложением квалифицированных рабочих и служащих по профессиям обслуживающего персонала, в том числе санитарки, недостаточная законодательная и нормативная база, низкая конкурентоспособность работников на рынке труда.
Основными трудовыми функциями, определяемыми стандартом, являются: поддержание санитарного состояния палат и специализированных помещений, включая перемещение отходов и других материальных объектов, связанных с деятельностью медицинского учреждения, а также осуществление профессионального ухода за пациентами и телами умерших.
Под поддержанием санитарного состояния палат и помещений понимается проведение санитаром, согласно утвержденному графику, ежедневных влажных и генеральных уборок палат, кабинетов и помещений с применением моющих и дезинфицирующих средств, проветривания и обеззараживания воздуха с применением разрешенных химических средств и необходимого оборудования в предусмотренных должностной инструкцией помещениях. Санитары обязаны следить за санитарным состоянием холодильника для хранения продуктов пациентов и порядком их хранения в нем согласно рекомендованным нормам хранения.
При этом необходимо помнить, что согласно действующим стандартам младшему медицинскому персоналу запрещено принимать участие в раздаче пищи пациентам.
Также младший персонал выполняет такую важную функцию, как сбор, перемещение с мест их образования до мест хранения и утилизации с учетом классности медицинских отходов, обеспечение герметичности их упаковки с учетом их видов, обеспечивая при этом сохранность в местах временного хранения, соблюдая требования инфекционной безопасности, санитарно-гигиенический и противоэпидемический режим, а также действующих в учреждении требований охраны труда, мерам противопожарной безопасности, порядком действий при чрезвычайных ситуациях и правил оказания первой помощи при их возникновении.
Вне патологоанатомических отделений к функциям санитара при осуществлении ухода, транспортировки и обеспечения сохранности тела умершего пациента относятся: правильное применение средств индивидуальной защиты, осуществление туалета тела умершего, его перемещение и регистрация при приеме его в трупохранилище и регистрация выдачи тела из него в патологоанатомическое отделение. При осуществлении трудовой деятельности в отделении патологоанатомии санитаром производятся антропометрические измерения тела, создаются условия для его последующего вскрытия и забора биоматериала с его последующим транспортированием в указанные лаборатории [4, 5].
ПЕРЕДАЧА В АУТСОРСИНГ НЕМЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
В настоящее время все больше руководителей лечебно-профилактических учреждений задумываются о расширении услуг, предлагаемых аутсорсинговыми компаниями для решения таких задач, как: профессиональная уборка отделений и помещений, приготовление и доставка питания для пациентов, стирка белья, транспортировка грузов, работа гардероба, уборка и озеленение двора, обучение персонала.
Остановимся на такой важной функции в работе младшего медицинского персонала, к ак уборк а помещений, включающая палаты, отделения, кабинеты и иные помещения, находящиеся в составе больницы.
Передача основной функции санитара работникам клининговых служб, прошедших дополнительную подготовку с получением дипломов или сертификатов, подтверждающих прохождение обучения в аккредитованных организациях по специальности «уборка медицинских учреждений» и имеющих личные медицинские книжки, руководителями лечебно-профилактических учреждений связана в основном с тем, что аутсорсинговая компания самостоятельно закупает материалы согласно установленным договорам на обслуживание площадей и снабжает работников необходимым инвентарем, спецодеждой и моюще-дезинфицирующими средствами. У работников клининговых компаний реализуется эффективная система контроля качества с юридически проработанными условиями профпригодности сотрудников, предъявляющая высокие требования к качеству оказания предоставляемых компанией услуг медицинскому учреждению.
Руководители медицинских учреждений признают нехватку среднего медицинского персонала, поэтому для оптимизации расходов порой привлекается младший медицинский персонал в ущерб его основной работе. В этой связи часть персонала из санитаров переводится на должности младшей медицинской сестры/брата, а высвобожденные ставки идут на оплату персонала клининговых компаний.