Продолжающееся наружное кровотечение при ранениях и травмах является одной из основных причин смерти на догоспитальном этапе [8, 17, 20]. Осложнения, возникающие в ходе лечения пострадавших с признаками массивной кровопотери, а также неблагоприятные исходы лечения во многом обусловлены кровопотерей на месте ранения. Среди большого арсенала средств временной остановки наружного кровотечения каждое имеет свои преимущества и недостатки. Так, применение жгута сопряжено с высоким риском неврологических, инфекционных осложнений, развитием ишемического реперфузионного синдрома [8]. Наложение давящей повязки, внешняя компрессия, пережатие артерии на протяжении часто бывают неэффективными при длительной транспортировке и кровотечении из крупных сосудов смежных областей (основания конечностей) и туловища. Отсутствие единого универсального средства гемостаза способствовало появлению новой группы препаратов — местных гемостатических средств (МГС), что за одно последнее десятилетие привело к значимому скачку в развитии «щадящих» средств остановки кровотечения.
Вопрос разработки препаратов, способствующих ускоренному об разованию тромбов в зоне поврежденного сосуда, имеет свою давнюю историю. Еще в начале XIX века в России применялась кровеостанавливающая вода Шапелена [5]. Позже на основе этой жидкости академик Александр Петрович Нелюбин (рис. 1) составил свой собственный рецепт, состоящий на одну треть из шапеленовой воды и на две трети из его собственного раствора [5]. Для того чтобы приготовить гемостатин Нелюбина, следовало «взять гемостатического эфирного масла (ol. aetherei haemostatici) одну драхму (1 драхма = 3,732 г), винного спирта 75 %-ной крепости одну унцию (1 унция = 27,288 г, речной воды два фунта (1 фунт = 12 унций)» [4].
Академик Нелюбин публично провел ряд экспериментов на собаках и козах по оценке эффективности его препарата на модели полного поперечного пересечения бедренных сосудов. Именно такая модель эксперимента наиболее часто используется в настоящее время для испытания современных МГС — модель абсолютно летального ранения бедренных сосудов (lethal groin injury), заключающаяся в пересечении бедренной артерии и вены на уровне паховой складки с последующим кратковременным кровотечением и одновременной инфузией плазмозамещающих растворов [15]. Кроме этого, состав Нелюбина применялся с хорошими результатами неоднократно и другими врачами в своей клинической практике [5]. «Для остановления кровотечений из ран огнестрельных, порезанных, порубленных, поколотых, разодранных и других сначала прижимается сосуд между сердцем и раною, дабы на время остановить истечение крови; потом рана промывается водою и осушается губкою; наконец, в рану вкладывается сверток из корпии, смоченной этою жидкостию и прижимается концом пальца. При незначительном кровотечении достаточно прикладывать корпийные связки, смоченные сею водою, и сделать обыкновенную бинтом перевязку» [4]. Отсутствие методологии исследований и малая выборка делают их незначимыми с доказательной точки зрения, но можно заключить, что уже в начале XIX века вопрос применения МГС был весьма актуален.