По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 631.162:657.22:637 ВАК 08.00.12

Меры внутреннего контроля в бюджетных учреждениях и их мониторинг

Набиев Шахзод Хамракулович аспирант 2‑го года обучения Базовой кафедры финансового контроля, анализа и аудита Главного контрольного управления города Москвы, ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова» 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36, E‑mail: shahzod55@mail.ru

В статье рассмотрена и дополнена классификация внутреннего контроля. Определены задачи и субъекты постоянного мониторинга и периодической оценки внутреннего контроля. Предложены порядок применения мер внутреннего контроля операций (процессов) и алгоритм их мониторинга в бюджетных учреждениях. Наработки по применению в практической плоскости мероприятий внутреннего контроля свидетельствуют об отсутствии достаточного теоретико-методологического основания для формирования системы мер контроля распорядителями бюджетных средств в своих заведениях и в подведомственных бюджетных учреждениях.

Литература:

1. Андреев В.Д. Внутренний аудит. Учебное пособие / В.Д. Андреев. — М.: Финансы и статистика, 2013. — 464 с.

2. Васильева Е.А., Гуськова Т.Н. Организационный механизм системы внутреннего контроля экономического субъекта [Текст] / Е.А. Васильева, Т.Н. Гуськова // Вестник ПВГУС. Серия: Экономика. — 2013. — № 2 (28). — С. 93–97.

3. Габуева А.Т., Проданова Н.А. Внутренний аудит и контроль в системе управления организацией / А.Т. Габуева, Н.А. Проданова / В сб.: Внутренний контроль и аудит в системе эффективного управления организацией. — М., 2017. — С. 40–44.

4. Громова С.В. Проблемы организации внутреннего контроля на предприятии / С.В. Громова // Молодой ученый. — 2016. — № 18. — С. 240–242. — URL: https:// moluch.ru/archive/122/33834/ (дата обращения: 22.03.2019).

5. Дивеева С.А. Проблемы организации системы внутреннего контроля в кооперативах / С.А. Дивеева // Молодой ученый. — 2014. — № 4.2. — С. 92–96. — URL: https:// moluch.ru/archive/63/10162/ (дата обращения: 22.03.2019).

6. Кулаковская Л.П. Организация и методика аудита: учеб. пособие / Л.П. Кулаковская, Ю. Пича. — М.: Каравелла, 2014. — 568 с.

7. Проданова Н.А., Зацаринная Е.И. Контроль и ревизия: конспект лекций / Н.А. Проданова, Е.И. Зацаринная. — Ростов-на-Дону: ООО «Феникс», 2006. —317 с.

8. Соколов Б.Н., Русакова А.С. Внутренний аудит и контроль бизнес-процессов (организация, методика, практика). — 4-е изд., доп. / Б.Н. Соколов, А.С. Русакова. — М.: Современный гуманитарный университет, 2013. — 433 с.

9. Akhmetshin E.M., Vasilev V.L., Mironov D.S., Zatsarinnaya E.I., Romanova M.V., Yumashev A.V. Internal control system in enterprise management: analysis and interaction matrices // European Research Studies Journal. — 2018. —Т. 21. — № 2. — Р. 728–740.

10. Prodanova N.A., Smolentsev V.M., Norkina A.N., Shukshina Y.A., Polyanskaya O.A. Formation of system of internal control and features its functioning in the innovative development of industrial enterprises // International Journal of Applied Business and Economic Research. — 2017. — Т. 15. — № 13. — Р. 179–189.

Проведение масштабных социально-экономических реформ в государстве неразрывно связано с модернизацией управления финансовыми ресурсами и повышением эффективности их использования. Достижение этой цели возможно при условии проведения последовательной политики, которая основывается на совершенствовании механизма внутреннего финансового контроля с учетом общемировых тенденций его формирования и функционирования в бюджетной сфере.

Организация системы внутреннего контроля европейского образца требует системной трансформации подходов к определению его базовых компонентов, а именно: среды контроля, управления рисками, мер контроля, мониторинга и информации и коммуникации. При этом залогом результативности системы внутреннего контроля является выбор достаточных и эффективных мер контроля для предупреждения и выявления причин нарушений, возникающих в процессе управления государственными финансами и государственной собственностью, а также является действенным средством влияния на принятие решений относительно предотвращения тех или иных нарушений финансово-бюджетной дисциплины.

Однако вопрос введения системных мер контроля на основе их классификации и мониторинга остается вне поля зрения ученых и требует дальнейшего углубленного исследования.

расширение научно обоснованной классификации мер внутреннего контроля, которая бы дала возможность глубже понять их содержание, выявить специфические особенности использования в исследовании объектов контроля, а также способствовала мониторингу результативности и повышению эффективность системы внутреннего контроля распорядителей бюджетных учреждений.

расширение научно обоснованной классификации мер внутреннего контроля.

Изучены научные труды отечественных авторов в сфере изучения сущности внутреннего контроля, классификации мер и мониторинга внутреннего контроля в бюджетных учреждениях.

Внутренний контроль является комплексом мер и процедур, организованных руководством предприятия, для того чтобы обеспечить достоверность показателей учета (управленческого, оперативного, бухгалтерского), предотвратить искажения и неправомерные действия, а также для принятия наиболее оптимальных управленческих решений1 . Чтобы организовать систему внутреннего контроля, она должна быть ориентирована на взаимосвязь «объект — субъект» и «субъект — субъект»2 .

Для Цитирования:
Набиев Шахзод Хамракулович, Меры внутреннего контроля в бюджетных учреждениях и их мониторинг. Бухучет в здравоохранении. 2019;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: